Малая академия для малой родины

 

 

Пять лет назад при Сыктывдинском районном музее истории и культуры Республики Коми заработал уникальный по своему замыслу «Клуб ученых». Он объединил научных сотрудников — уроженцев сел и деревень этого района, но известных далеко за пределами республики, внесших существенный вклад в развитие отечественной науки. Кандидат физико-математических наук профессор А. Порошкин, кандидат филологических наук доцент Е. Шеболкина, кандидат философских наук доцент И. Федорович, доктор экономических наук профессор Л.Попова, доктор биологических наук профессор Института биологии Коми НЦ Уро РАН К. Бобкова... — список ежегодно пополняется новыми именами. Все они включились в сложный и трудный процесс воспитания и образования молодежи. А ведь от того, какими нравственными ценностями, какими знаниями будут руководствоваться нынешние школьники, зависит будущее страны.
 

 

Не так давно состоялось очередное выездное заседание «Клуба ученых». На этот раз сотрудники Коми НЦ УрО РАН, Коми Государственного педагогического института и Института развития образования и повышения квалификации побывали в Зеленецкой общеобразовательной школе, одной из лучших в районе. По традиции, гостей встречали все старшеклассники, но далее общение проходило в группах «по интересам».
В одном из кабинетов профессор Института биологии Коми НЦ К.С. Бобкова беседовала с учащимися выпускного класса. Несмотря на определенную сложность предложенной темы — о проблемах экологии, глобального потепления климата на земле, роли бореальных лесов и отдельных лесонасаждений в углеродном цикле — лекция вызвала у ребят неподдельный интерес.
 

Доктор биологических наук Капитолина Степановна Бобкова.     — Легко работать с аудиторией, когда чувствуешь обратную связь, — поделилась впечатлениями о встрече со школьниками Капитолина Степановна. — Ребят отличает хорошая базовая подготовка по биологии и географии, поэтому у нас получился живой диалог.

    По словам преподавателя географии школы Д.В. Будиной, материалы лекции К.С. Бобковой далее будут использоваться в школьной программе. Особый интерес у ребят вызвало сообщение о глобальном потеплении климата. По данным, приведенным в лекции, концентрация углерода в атмосфере ежегодно увеличивается на 1,5–2,0 миллиграмма на литр. Масштабы и последствия изменений в атмосфере со временем могут стать настолько значительными, что их можно будет сравнить с крупными геологическими и климатическими потрясениями в истории Земли. Мировое сообщество предпринимает попытки приостановить изменение климата, вызванное антропогенными причинами. Ученые Института биологии Коми НЦ на протяжении многих лет также проводят исследования в данном направлении.

    Некоторые ребята впервые узнали о деятельности на территории республики проекта ПРООН/ГЭФ под названием «Укрепление системы особо охраняемых природных территорий Республики Коми в целях сохранения биоразнообразия первичных лесов в районе верховьев реки Печора». Уже этим летом на территории Сыктывдинского района, а также заказника «Белоборский», что находится в непосредственной близости от Зеленца, начнутся работы по реализации одного из направлений вышеуказанного проекта под названием «Углеродный компонент».

    — Импонирует неравнодушие школьников к своему будущему, к окружающему миру и малой родине, — подытожила профессор К.С. Бобкова свои впечатления. — Ребят интересовали влияние рубки леса на углеродный цикл, продолжительность жизни северных лесов, причины преобладания еловых лесов. Спрашивали также о том, где получить специальность лесничего и ученого-биолога.
 

— Капитолина Степановна, какую форму работы «Клуба ученых» с сельскими школами вы считаете наиболее эффективной?
 

— На одном из заседаний клуба было принято решение о создании в районе Малой академии для одаренных ребят. Идею поддержал руководитель администрации района А. Рудольф, а с решением организационных вопросов помогли специалисты отдела образования. Так у нас и возникла Малая академия сельских школьников. Я считаю такую форму работы наиболее перспективной. Многие из учащихся уже имеют опыт участия в районных и республиканских олимпиадах и научных конференциях, некоторые принимали участие во всероссийских конкурсах различных направлений. Так что уже первый разговор молодежи с учеными шел почти на равных, оставил ощущение полного взаимопонимания. Для удобства ребят мы предложили проводить семинарские занятия с выездом в сельские школы. Такие учебные и консультативные встречи научных руководителей и участников Малой академии, настоящего и будущего отечественной науки ныне практикуется во многих школах района. Как сложится в дальнейшем судьба этих школьников, покажет время. Вполне допустимо, что далеко не все из них пойдут по следам своих кураторов, но сам опыт общения с людьми интеллигентными, высокообразованными, несомненно, положительно скажется на их развитии. Как биолог я первоочередной своей задачей в Клубе ученых вижу работу по экологическому просвещению и воспитанию не только «малых академиков», но и взрослого населения. А с началом реализации на территории республики направления «Углеродный компонент» эта тема станет одной из основных в программе моих будущих встреч.
 


Светлана МУРАВЬЕВА
 



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Июнь 2010 г. № 15 (1020)

05.07.10

 Рейтинг ресурсов