Национальный образ мира: аспекты и грани

 

 

Литература Урала: История и современность: Сб. статей. Вып. 5. Национальные образы мира в региональной проекции /Рос. академия наук. Урал. отд-ние. Ин-т истории и археологии. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2010. — 562 с.
 

 

Всероссийская научная конференция, материалы которой собраны в этом выпуске продолжающегося издания научных трудов, прошла в Екатеринбурге в октябре прошлого года (см. в «Науке Урала» № 26-27 за 2009 г. обзор докладов, подготовленный Е.К. Созиной). Если конференция по сути своей — это слушание и обсуждение, восприятие, а затем умозаключения «с голоса», то издание книги — это фиксация «речевого потока», возможность охватить взглядом целое, еще раз подвести итоги.
 

На территории Урала (а если посмотреть несколько шире — Поволжья, Урала и Сибири) издавна сложилась многонациональная общность, которая, впрочем, постоянно меняется. Миграции в различных направлениях не прекращались здесь никогда, никогда не было недостатка в разнообразных культурных влияниях, встречающихся, пересекающихся и взаимодействующих в этом «котле народов». Авторы работ, представленных на конференцию, ставят себе задачу проследить, как такая историческая и геополитическая ситуация проецируется на литературный процесс, каковы специфические особенности существования и развития во времени как «миров» отдельных авторов, так и в целом литератур различных народов: русских, коми, удмуртов, марийцев, народов Севера, башкир (в докладе В.В Блажеса подробно прослеживаются тюркские и исламские истоки башкирской литературы, старейшей на Урале).
 

Аспектами рассмотрения истории и современных тенденций в литературе на этот раз стали отражение в произведениях национального самосознания, геопоэтика и геомифология отдельных мест, проблемы перевода, этнографическая составляющая наследия русских писателей, внесших вклад в изучение и описание жизни и быта других народностей региона. В работе над многолетним проектом по созданию академической «Истории литературы Урала» особую важность приобретает изучение межнациональных взаимодействий, многолетнего тесного соседства этносов на данной территории. «…Пока народ существует изолированно, — писал Г.Д. Гачев, — он не имеет возможности иметь национальное самосознание. Оно начинается лишь в актах сравнения с другими народами, которые предлагают собой многостороннее зеркало данному народу для многогранного познания самого себя в рефлексии».
 

Присутствуют в книге и традиционные для конференции темы: история и сегодняшний день литературы Урала, творчество отдельных авторов и отдельные произведения, периодическая печать, литературная жизнь и некоторые «граничащие» с литературой явления (в сообщениях «Рекламный текст начала XX века» М.В. Славутиной и Ю.Е. Серебряковой, «Образ Екатеринбурга в медийном дискурсе: динамика актуальных смыслов» Е. Дуреко).
 

Однако формообразующим «ядром» для сборника служит все-таки тема литературной интерпретации национальных образов мира. Картина мира, образ мира определяют национальное самосознание, тесно связаны с местоположением этноса, историческими корнями. Анализ сложившегося на определенном этапе в массовом сознании образа мира помогает понять и философию человека, его место и роль в иерархии мифопоэтических образов, а кроме того психологию какого-либо социального явления или характерной эпохи (таков включающий множество цитат из редких теперь источников доклад Ю.С. Подлубновой «Поэтические письма народов товарищу Сталину: советская интерпретация национального образа мира»). В наши дни интерес к традиционному образу мира в стихах, прозе, драматургии обусловлен обновлением национальной проблематики, острой необходимостью в самоидентификации и стремлением понять истоки своего народа, его верований и культуры (эти тенденции рассматривает, например, В.Л. Шибанов в докладе «Этнофутуризм как современная тенденция в развитии национальных культур Урало-Поволжского региона). Вполне оправданным выглядит и включение в сборник иллюстрированного репродукциями сообщения Э.М. Колчевой «Образ Мирового древа в творчестве современных марийских художников», где «мифология становится не только фундаментом самопознания своего родного народа, но также и ключом к коллективной памяти финно-угров в целом. Мифы — это «острова» в море культуры и истории народов, к этим «островам» может возвращаться современный человек, находить в них духовную и душевную точку опоры». В целом собрание материалов конференции дает представление не только о традиционном миропонимании, но и о движении этих представлений, о том, как и в настоящее время литература участвует в непрерывном формировании, в эволюции представлений человека о мире, в котором он живет.
 


Е. ИЗВАРИНА
 

Литература Урала: История и современность: Сб. статей. Вып. 5. Национальные образы мира в региональной проекции /Рос. академия наук. Урал. отд-ние. Ин-т истории и археологии. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2010. — 562 с.



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Июнь 2010 г. № 15 (1020)

05.06.10

 Рейтинг ресурсов