Дайджест

 

 

СОЛНЕЧНЫЕ КРЫЛЬЯ

На рейс из Европы в Америку авиалайнер расходует до 80 тонн горючего, что составляет почти пятую часть его полетного веса. Лишь переход на «солнечную тягу» позволил бы авиации избавиться от топлива и его газовых отходов. Начало положено: первый самолет на солнечных батареях поднялся в небо Калифорнии еще в 1980-м, а годом позже «солнечник» тех же размеров перелетел через Ла-Манш. Эти первые шаги подвигли конструкторов швейцарской фирмы «Solar Impuls» на создание огромного летательного аппарата на солнечных батареях. Пока речь идет о прототипе. Если испытания его будут успешны, задуманный гигант в недалеком будущем станет явью. По расчетам на высоте 10 км солнечные батареи, покрывающие его 60-метровые крылья, не только обеспечат работу четырех пропеллеров, но и создадут запас энергии для ночного полета. Вес «солнечника»-великана не превысит полторы тонны, скорость тоже будет невелика, но в небе он с единственным летчиком на борту сможет находиться до пяти суток, а следовательно, сумеет пересечь Атлантику. Если же эффективность солнечных крыльев возрастет впятеро, то и «солнечники» с пассажирами могут стать реальностью.
 

 

ОСКОЛКИ ВЕЛИКИХ ИМПЕРИЙ

«В ее владениях никогда не заходит солнце» — так говорили о Британской колониальной империи столетие назад. Но и сегодня эту фразу порой произносят, только относится она уже к Франции. У нее, кроме Гвианы, осталось два десятка небольших островов, а население разбросанных по обоим полушариям владений составляет в сумме 2,6 млн человек. Большинство этих территорий не требует независимости, получая немалые пособия Парижа. Для Франции они и стратегически важны (взять хотя бы космодром во Французской Гвиане), и заманчивы экономическими зонами в окружающих морях, где могут обнаружиться немалые подводные богатства. Той же логикой руководствуются и другие колониальные державы. В 1982 году Англия даже воевала с Аргентиной, отстояв Фолклендские острова (от метрополии их отделяет 13 тыс. км, от Аргентины — всего 160) Кстати, два острова британских владений вообще необитаемы; из 14 островов, принадлежащих США, необитаема половина. Но держатся за них цепко: важна экономическая зона…
 

 

ФОСФОРНЫЕ РАЗДУМЬЯ

Для нормальной жизни человеку ежедневно требуется около грамма фосфора. Умножьте это число на неостановимо растущее население планеты, и станет понятна увеличивающаяся потребность сельского хозяйства в фосфорных удобрениях. Увы, запасы апатитов и фосфоритов основательно истощились. Богаче всех фосфоритами Марокко (до 40% мировых ресурсов!) и Китай. Россия обеспечена средне, в Канаде запасы мизерны. В США фосфоритов хватит лет на сорок (их уже импортируют из того же Марокко), а всему миру, при неизбежном росте цен — до конца века. Очевидно, необходимо искать альтернативные «источники плодородия». Разрабатываются и методы извлечения фосфора при утилизации костей животных и отходов сельхозкультур.
 

 

БЕЗ РЕДКИХ НЕ ОБОЙТИСЬ

Использование редкоземельных металлов в технике заметно возрастает. Это, в частности, приносит ощутимую выгоду Китаю, который называют кладезем ряда таких элементов: страна экспортирует европий, иттрий, скандий, тантал, индий. Правда, индий (без него немыслимы многие сплавы, полупроводники, мониторы компьютеров) производит и Австралия. А вот сырьем для самого легкого из металлов — лития — наиболее богата Южная Америка. Производство сосредоточено пока в Чили и Аргентине, но, по оценкам геологов, Боливия (где добыча еще не начата), обладает, возможно, половиной всех мировых запасов лития. Учитывая растущие потребности в этом металле (ядерные реакторы, солнечные батареи, сотовые телефоны), его экспорт может в будущем стать для Боливии важнейшим. Монопольным же производителем палладия (более 200 тонн в год) был и остается наш Норильский комбинат. Если цена иттрия к лету 2009 г. была 68 долларов за фунт, то палладий — один из платиноидов — несравнимо дороже: 353 доллара за унцию (28,3 грамма).
 

 

ОСТОРОЖНЕЙ С СОБАКАМИ

Дотошная статистика фиксирует, что ежегодно до 87 тысяч (!) владельцев собак в Америке получают травмы, порой нешуточные, от своих питомцев. Происходит это как дома, так и во время прогулок, причем женщины травмируются вдвое чаще, чем мужчины. Достается и детям, но наиболее серьезные ушибы и переломы случаются у выгуливающих собак стариков.
 


По материалам «Discover» и «Time»
подготовил М. НЕМЧЕНКО
 



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Июнь 2010 г. № 14 (1019)

29.06.10

 Рейтинг ресурсов