"... но истина дороже"

 

 

Продолжая серию конференций аспирантов и соискателей, посвященных творчеству великих ученых, кафедра философии ИФиП нынешней весной обратилась к наследию древнегреческого философа и ученого Аристотеля (384–322 гг. до н.э.). Среди знаковых фигур истории науки и научной методологии Аристотель занимает особое место. Сложился стереотип, согласно которому его вклад в создание и развитие европейской науки состоит прежде всего в универсальной продуктивности — сочинения Аристотеля образовывали полную энциклопедию научных знаний своего времени. Он считается основателем целого ряда наук (физики, биологии, логики, психологии, этики) и длительное время оказывал глубокое, хотя и противоречивое, влияние на развитие человеческой мысли.
 

Не сомневаясь в значении работ Аристотеля, организаторы конференции попытались выяснить, исчерпывается ли его вклад в науку универсальностью и энциклопедизмом, актуальны ли его идеи сейчас? Открывая заседание, заведующий кафедрой философии Ю.И. Мирошников высказал мнение, что Аристотель задал определенные культурные рамки для рождения западноевропейской науки. Первоначально понятие «гений» означало сверхъестественное существо, олицетворяющее жизненную силу, покровителя мужчин. И в этом смысле Аристотель — покровитель науки, в его теориях заложены гены европейской науки.
 

Аристотель во многих отношениях очень отличался от всех своих предшественников. Его работы систематичны, отличаются критическим характером, тщательностью. Какой бы отрасли знания ни касался, он производит впечатление глубокого специалиста. У Аристотеля впервые появляется само понятие науки: он вводит термин «эпистеме», распространявшийся и на теоретические, и на практические науки. Кроме того, философ заложил традицию истории науки, предваряя свою точку зрения по какому-либо вопросу подробным изложением позиций своих предшественником по этой теме.
 

Аристотелевский Ликей был не только философской школой, но крупной для того времени научной и учебной организацией. Библиотека Ликея становится первой значительной библиотекой в Европе. Для пополнения библиотеки и естественнонаучных коллекций Аристотель широко пользовался помощью своих покровителей, главным образом, Александра Македонского. Сохранились сведения, что Александр предоставлял в распоряжение Аристотеля охотников, рыбаков, птицеловов в Азии и Греции для сбора экспонатов.
 

Физическим идеям Аристотеля был посвящен доклад О.В. Немытовой (ИФМ). Физику античный мыслитель определил как науку о природе, она должна исследовать «первые причины» природы, «первые начала» и «элементы». Современные теоретики разделяют взгляд Аристотеля на задачи физики и работают над построением всеобъемлющей теории природы.
 

Еще одним доказательством значимости идей Аристотеля является оперирование им рядом понятий, которые и на сегодняшнем этапе не потеряли своего физического смысла. Во многом неожиданное развитие в рамках современной науки получило учение Аристотеля о четырех причинах. Например, концепция целевой причины, т.е. программирования материальных процессов (например, желудь стремится осуществить цель — превратиться в дуб), получила права гражданства в современной биологии.
 

Автор доклада отметила, что натурфилософские идеи Аристотеля подверглись сокрушительной критике в Новое время. «Физика» Аристотеля не знает двух основных «китов», на которых зиждется физика наших дней — понятий физического закона и экспериментального метода (в том смысле, в каком он возник в науке XVII в.).
 

В биологических трактатах ученого с исчерпывающей полнотой охвачен весь круг знаний об организмах того времени, отметила О.А. Брюховских (ИПЭ). Вызывает удивление точность описаний строения и функций живых организмов, сделанных без использования приборов. Аристотель обращается к эмпирическому исследованию, ведет собирательскую и систематизаторскую деятельность и таким образом становится создателем нового типа науки. Его оригинальное достижение заключается в переходе к исследованию отдельного как носителя всеобщего. Он исследует насекомых, анатомирует животных, и все это — с сознанием разумного единства мира, где самое мелкое и частное прямо связано с высшими философскими вопросами.
 

Интерес Аристотеля к изучению физической природы живых организмов возник, скорее всего, еще в юношеские годы, ведь отец Аристотеля был придворным врачом македонского царя Аминты III, деда знаменитого Александра Македонского. Аристотель опережал свою эпоху, предпочитая доверять той картине мира, которую рисуют человеческие чувства. Утверждая, что всякое знание начинается с ощущения, мыслитель выступает родоначальником тезиса, принятого впоследствии эмпириками XVII в.: нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах.
 

Взгляды Аристотеля на геологические процессы были освещены в докладе Е.С. Бусаргиной (ИГД). Его трактаты «Метеорологика», «О небе» положили начало новому этапу изучения процессов развития Земли — систематизации накопленных знаний и переходу от рассуждений «вообще» к рассуждениям, основанным на конкретном геологическом материале и на долговременных наблюдениях за процессами изменения облика Земли. Аристотель впервые четко сформулировал положение о периодичности геологических процессов. В его трудах содержатся первые мысли о движении земной коры.
 

Н.В. Маслова (ИММ) изложила вклад Аристотеля в развитие математики. Ученый не придавал ей такого основополагающего значения, как его предшественники — пифагорейцы и Платон. Резкой критике подверглось платоновское доказательство «по кругу», суть которого заключается в том, что не существует ни одного недоказанного положения. В противоположность этому Аристотель настаивает на том, что не все в науке может быть доказуемым: должны быть первые, исходные начала (аксиомы), которые не доказываются, а принимаются непосредственно. Евклидовы «Начала» не могли бы появиться без разработки Аристотелем понятия аксиоматического знания.
 

В докладе Н.Ю. Столбовой и Е.А. Илинбаевой (ИЭ) были охарактеризованы экономические воззрения Аристотеля. Исторически Аристотель был первым, кто подверг анализу экономические явления. Он поставил основополагающий вопрос: что делает товары сравнимыми? Эта проблема стала центральной для экономистов на протяжении многих столетий и до сих пор является предметом дискуссий.
 

В своей работе «Политика» древнегреческий мыслитель разделяет искусство разумного ведения домашнего хозяйства («экономику») и искусство наживания денег («хрематистику»). Аристотель осуждал использование денег в качестве инструмента для получения денег, тогда как в современном мире деньги широко используются именно в этом качестве. Собственно, нынешний экономический кризис во многом порожден именно этой тенденцией: ведь можно наживать состояние либо ведением хозяйственной деятельности, либо накоплением богатства. К первому случаю относится, например, создание стабилизационного фонда правительством того или иного государства. Таким образом, аристотелевское разделение на экономику и хрематистику приобретает новое звучание.
 

Почему же классическая и современная экономическая наука оперирует термином «экономика», а не «хрематистика»? — такой вопрос справедливо поставила перед аудиторией С.В. Оболкина, ст. преподаватель кафедры философии. Видимо, этот выбор в какой-то мере был сделан сознательно и объясняется либо верой экономистов в то, что экономика действительно является заботой о благоустройстве хозяйства, либо же прикрытием неблаговидной сущности хрематистики.
 

Этическому учению философа был посвящен доклад В.М. Скачкова (ИХТТ). В этике Аристотель более, чем в других частях своего философского учения, расходится со своим учителем Платоном, в Академию которого он поступил семнадцатилетним для завершения образования и пробыл в ней двадцать лет, вплоть до смерти учителя. Кстати сказать, Платон не одобрял манеры будущего корифея этической мысли: Аристотель в молодости был щеголем, носил по несколько дорогих перстней и делал необычную прическу. Любил он покрасоваться и своей речью и своим поведением вызывал раздражение у солидных людей. Ученик не отличался покладистостью: в «Никомаховой этике» содержится его высказывание, ставшее поговоркой: «Платон мне друг, но истина дороже». Однако несмотря на расхождение с Платоном по многим философским вопросам Аристотель (которого Платон называл «чистым разумом») и не думал покидать Академию, он ушел из нее только после смерти Платона.
 

Аристотель отличался научным складом ума и реалистическим подходом к жизни. Он считал, что меры по преодолению социального зла, предлагаемые Платоном в теории «идеального государства», могут привести к обратным результатам: общность жен и имущества сделает невозможным проявление таких добродетелей, как воздержанность и щедрость — ведь люди больше всего заботятся о том, что принадлежит лично им.
 

Доктор философских наук, профессор Н.В. Бряник разделила сомнение некоторых выступавших в гениальности Аристотеля. Его различительно-описательный метод и стиль мышления — всего лишь один из научных стилей. Особенность же гения — в его интуиции.
 

Действительно, со времени И. Канта и особенно романтиков гениальность связывается прежде всего с художественным творчеством — возразил коллеге доктор философских наук, профессор М.М. Шитиков. Однако изначальный смысл термина «гений» — породитель, предок рода. Именно им Аристотель стал для европейской науки: отзвуки аристотелизма слышны и в Новое время, в частности, в квалитативной физике Ф. Бэкона, в концепции монады как энтелехии Г.В. Лейбница, и в постнеклассической науке. В современном понимании гений — это человек, обладающий высшей степенью одаренности. Несомненно, Аристотель отличался выдающимся умом. Но к числу его заслуг относится не только огромная научная продуктивность и обстоятельность. Термин «гений» включает в себя и выход за пределы своей эпохи. М.М. Шитиков отметил, что Аристотель — первый мыслитель в истории философии, воспринимавший себя как звено в историческом развитии науки. Идея развития была одной из отправных точек в творческой деятельности мыслителя. Аристотель говорил, что правильное представление о предмете можно получить только при условии его рассмотрения в развитии.
 

Величие Аристотеля видится прежде всего в том мощном импульсе, который оказали на развитие научной мысли не только теории, но и методология, а также категориальный аппарат его философии. Поэтому неслучайно, что созданная Аристотелем научная программа оставалась жизнеспособной в течение последующих двух тысячелетий. Аристотелевское понимание науки зиждилось на убеждении в том, что все сферы бытия равноправны и достойны быть объектами научного исследования. Эта идея, переосмысленная в средневековой философской мысли, подготовила в значительной мере возникновение эмпирической науки Нового времени.
 


С.В. ТОКМЯНИНА,
кандидат исторических наук, ст. преподаватель
кафедры философии ИФП УрО РАН
 

 

Иллюстрация: картина Хайеса Франческо (1791–1882) «Аристотель».

Иллюстрация: картина Хайеса Франческо (1791–1882) «Аристотель».



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Июнь 2010 г. № 14 (1019)

30.06.10

 Рейтинг ресурсов