Школа, где учат думать

 

 

В июле в г. Зеленогорске под Санкт-Петербургом на берегу Финского залива прошла летняя школа «Актуальные проблемы теории конденсированного состояния», организованная фондом Дмитрия Зимина «Династия» под эгидой Международного центра фундаментальной физики при Физическом институте РАН (Москва). 50 участников (от студентов младших курсов до молодых кандидатов наук) из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Казани, Челябинска, Красноярска, Сарова и Снежинска прослушали курсы лекций выдающихся физиков-теоретиков из России, США, Франции, Германии, Финляндии.
 

 

Фонд Дмитрия Зимина спонсирует различные программы: поддержки школьных учителей, талантливой молодежи, культурно-просветительские проекты. Летние школы по теоретической физике «Династия» проводит уже несколько лет. Темы их чередуются, образуя трехлетний цикл: физика высоких энергий, астрофизика и теория конденсированного состояния. Фонд оплачивает участникам практически все: дорогу, проживание и питание, а лекторам еще и обеспечивает вполне приличный гонорар. Научным организатором нынешней летней школы стал зав. лабораторией теоретической физики Института электрофизики УрО РАН академик М.В. Садовский, который и рассказал нам об этом замечательном научном событии.
 

— Наша летняя школа по теоретической физике в полной мере выполняет свое предназначение — обучать научную молодежь. Лектору дается от 4 до 6 часов на представление своего научного направления, он имеет возможность остановиться на деталях, ответить по ходу дела на вопросы слушателей. Такими школами были первые «Коуровки», где лекции ведущих специалистов длились по 4–6 часов. К сожалению, сегодня многие школы не оправдывают своего названия, вырождаясь в обычные конференции с большим количеством докладов. Лекторы получают на выступление максимум час, в течение которого невозможно глубоко изложить суть своих исследований, тем более чему-то обучить. Сейчас благодаря фонду «Династии» атмосфера и традиции школ по теоретической физике возрождаются.
 

Режим у нас был достаточно суровый — 8 часов лекций в день плюс семинары вечером после ужина, где молодые ученые имели возможность выступить и обсудить услышанное. И это в течение 10 рабочих дней! Надо сказать, что все работали добросовестно, несмотря на жаркую летнюю погоду и близость пляжа на Финском заливе.
 

Впрочем, это неудивительно, ведь у нас на школе был уникальный лекторский состав. Из двенадцати докладчиков восемь — бывшие россияне, когда-то работавшие в крупнейших отечественных научных центрах и принадлежавшие к знаменитым научным школам. Сегодня эти люди «делают погоду» в мировой теоретической физике конденсированного состояния: Борис Альтшулер (Колумбийский университет, Нью-Йорк, США), Александр Буздин (университет Бордо, Франция), Константин Ефетов, (Рурский университет, Бохум, Германия), Игорь Мазин (лаборатория ВМФ, Вашингтон, США), Владимир Минеев (Комиссариат по атомной энергии, Гренобль, Франция), Александр Финкельштейн (Техасский университет, США, Институт Вейцмана, Израиль), Даниил Хомский (университет Кельна, Германия), Григорий Воловик (Хельсинкский технологический университет, Финляндия, Институт теоретической физики РАН, Черноголовка).
 

Россию помимо меня представляли доктора физико-математических наук Александр Борисов (Институт физики металлов УрО РАН), Игорь Суслов (Институт физических проблем им. П.Л. Капицы РАН, Москва) и самый молодой лектор Игорь Некрасов (Институт электрофизики УрО РАН). Семинары вел сотрудник ИЭФ кандидат физико-математических наук Эдуард Кучинский.
 

Были прочитаны курсы лекций по проблемам: переход металл — диэлектрик в неупорядоченных системах; сильно коррелированные системы и переход Мотта-Хаббарда; сверхпроводимость и магнетизм; квантовые жидкости и космология. Это без всяких скидок центральные направления современной теории конденсированного состояния. Последний курс, в котором проводились аналогии физических эффектов в квантовых жидкостях с космологическими проблемами, прочитал Григорий Воловик, автор широко известной в научном мире книги «Вселенная в капле жидкого гелия».
 

Большинство лекторов использовали ставшие традиционными компьютерные презентации, но двое писали мелом на доске — Владимир Минеев и участник первых Коуровок Даниил Хомский. Доклады у доски очень понравились слушателям.
 

Все лекторы были русскоговорящими, и это, конечно, облегчало научное общение. Однако многие участники считают, что переход на английский значительно расширит возможности школы.
 

Важное достижение школы — видеосъемка, которую вел Игорь Некрасов. Видеозаписи всех лекций выложены на сайте лаборатории теоретической физики ИЭФ УрО РАН и доступны каждому.
 

Приведу отзыв одного из слушателей: «В каждой лекции были свои маленькие открытия, точнее переоткрытия. Вещи по преимуществу мне ранее неизвестные, с помощью лектора становились понятными. Вообще же можно сказать, что такие школы учат думать, анализировать подходы к изучению физических явлений».
 

Сейчас ведется много разговоров о том, что надо возвращать ученых, уехавших за рубеж в годы кризиса. С этой целью в частности создается научный центр в Сколково. Однако, на мой взгляд, наивно полагать, что реализация мегапроектов, подобных «Сколково» заставит вернуться в Россию научных звезд первой величины, давно обосновавшихся на Западе. Гораздо реальнее взаимодействовать с российской научной диаспорой в рамках школ и конференций, в том числе таких, как школа по теоретической физике в Зеленогорске. Это настоящее международное сотрудничество, благодаря которому сохраняется преемственность в науке. И денег на это нужно относительно немного.
 

В заключение хочу еще раз поблагодарить фонд «Династия», без поддержки которого эта школа просто не состоялась бы.
 


Записала
Е. ПОНИЗОВКИНА
 

На фото:

 

Борис Альтшулер.

Борис Альтшулер.

 

 

Слева направо: Игорь Мазин, Эдуард Кучинский, Даниил Хомский.

Слева направо: Игорь Мазин, Эдуард Кучинский, Даниил Хомский.

 

 

Выступает Игорь Некрасов.

Выступает Игорь Некрасов.



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Сентябрь 2010 г. № 21 (1025)

01.10.10

 Рейтинг ресурсов