О переработке сульфидного сырья, и достижениях Института экономики и качестве аспирантуры

 

 

Первым вопросом повестки заседания президиума УрО РАН 25 ноября был научный доклад «Металлургическая переработка сульфидного сырья: технология, экология, перспективы» доктора технических наук Е.Н. Селиванова (ИМет УрО РАН).
 

Сульфидное сырье — основное для получения таких важных цветных металлов, как медь, свинец, никель, молибден и цинк. Попутно из той же руды можно получать еще 17 редких и благородных металлов (их извлечение дает до 15-20% прибыли). Однако получение концентрата до сих пор остается не до конца решенной проблемой, поскольку в «хвосты» производства попадает до 15% цветных, 50-70% благородных металлов и до 80% серы. Из трех теоретически возможных способов обогащения (пирометаллургия, гидрометаллургия и бактериальное выщелачивание) в России развитие получил лишь первый, так как отрицательные температуры в течение большей части года препятствуют развитию двух остальных. К тому же именно пирометаллургия позволяет выделять целый комплекс металлов, в то время как при гидрометаллургии, к примеру, каждый металл требует собственных реагентов. В настоящее время в нашей стране лишь Институт металлургии занимается сульфидными системами, и его разработки уже зарекомендовали себя на практике. Так, разработанный здесь автогенный режим плавки в совокупности с использованием известняка в качестве флюса позволяет не только получать богатые штайны с содержанием меди 50-80%, но и утилизовать до 99% серы в качестве сырья для производства серной кислоты.
 

Однако совершенствование технологий сдерживается экономическими причинами. Сырьевая база Урала значительно истощена, и при планировании технического перевооружения производства закономерно встает вопрос о выборе новых источников сырья, поскольку руда каждого месторождения имеет свои особенности. В результате происходит консервация старых технологий — это главный фактор экологической нагрузки на природу региона. Сдерживает снижение выбросов и низкий спрос на серную кислоту (крупный комбинат в год производит десятки тысяч тонн серной кислоты достаточно низкого качества, которая раньше использовалась в основном для производства сельскохозяйственных удобрений), а что происходит там, где оксиды серы просто выбрасываются в воздух, известно всем, кто хоть раз был в окрестностях городов Карабаш или Норильск. Миллионы тонн отходов сейчас складированы на поверхности, однако исследования по их вторичной переработке практически прекращены.
 

Учитывая высокую значимость совершенствования технологий переработки сульфидного сырья, Евгений Николаевич предложил создать в УрО РАН горно-металлургический центр, а также указал на необходимость развития научной кооперации с Сибирским и Дальневосточным отделениями Академии, поскольку сегодня сырьевая база смещается в восточные регионы нашей страны. Выступивший в прениях представитель УГМК Г.В. Скопов рассказал о достижениях холдинга, который ведет плановое повышение качества концентрата (с 13–14% меди, характерных для советского времени, содержание металла уже повышено до 19–20%), о планах повышения комплексности переработки (прежде всего доизвлечение цинка), однако признал, что собственный исследовательский центр компании не располагает серьезной пирометаллургической лабораторией и подчеркнул важность исследований ИМет.
 

Вторым вопросом президиум заслушал результаты комплексной проверки научно-организационной и финансово-хозяйственной деятельности Института экономики УрО РАН за 2005–2009 гг, о которых рассказали директор института академик А.И. Татаркин и заместитель председателя проверочной комиссии доктор экономических наук В.П. Иваницкий (УрГЭУ). В целом комиссия высоко оценила работу института. Он фактически стал интеграционным центром экономических исследований региона, и не только в области научных разработок, но и подготовки экономических кадров высшей квалификации. Развитая сеть филиалов, тесная кооперация с вузами, взаимосвязь с органами власти, для которых ИЭ регулярно выполняет прогнозы и разработки программ развития территорий — все это делает институт признанным лидером. Выросло число научных публикаций, успешно защищаются кандидатские и докторские диссертации. Только за отчетный период получено девять патентов на созданную учеными интеллектуальную собственность — отрадный пример, при том что институт по своей направленности не «технический». Похоже, что и у членов президиума не было особых вопросов к докладчикам. Вероятно, следует упомянуть, что первый вопрос, заданный в ходе обсуждения, звучал так: «Есть ли в институте собственный ваковский журнал?». У ИЭ таких журналов оказалось два.
 

При всей серьезности прозвучавших докладов одним из самых важных на этом заседании был вопрос о плане приема в аспирантуру и докторантуру УрО РАН. Докладчик, зам. председателя Отделения академик В.П. Матвеенко, с полным основанием назвал его неотъемлемой частью молодежной политики УрО. Не секрет, что в прошлые годы такие решения принимались без особого обсуждения — институты подавали заявки, а президиум удовлетворял их полностью. Ситуация меняется: из 205 заявленных мест будут выделены только порядка 160. Был проведен анализ результатов работы аспирантуры, итоги которого члены президиума могли наглядно увидеть в таблицах. Расчет был представлен в двух вариантах: в абсолютных показателях и в пересчете к числу научных сотрудников (как и рекомендует Минобрнауки; правда, второй вариант вызвал определенные сомнения и, как официально еще не вступивший в силу, был лишь принят к сведению). Тем не менее, несмотря на всю разницу методик (и, соответственно, смещения отдельных институтов в рейтинге), анализ сразу показал уязвимые места подготовки аспирантов — прежде всего, в выборе научных руководителей. Бывали случаи, отметил Валерий Павлович, когда у кандидата наук — хотя вообще-то кандидаты наук руководят аспирантами только в порядке исключения — за десять лет было девять аспирантов и ни один из них не защитился ни в срок, ни впоследствии, что является серьезным поводом задуматься о дальнейшей судьбе такого научного руководства. В результате обсуждения сводная рейтинговая таблица была принята за основу принятия решений о выделении мест в аспирантуру: институты-лидеры получают 100% запрошенных мест, остальным придется доказывать обоснованность заявок.
 

Далее был рассмотрен вопрос о порядке выделения научным учреждениям УрО РАН дополнительных бюджетных ставок для молодых ученых (речь идет о приходящихся на Отделение 65 из 1000 ставок, выделенных Академии по поручению Президента РФ). Положение принято за основу, предложения, выдвинутые в ходе обсуждения, будут согласованы в рабочем порядке.
 

Кроме того, президиум рассмотрел ряд текущих вопросов.
 


Соб. инф.
 



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Декабрь 2010 г. № 28-30 (1030)

27.12.10

 Рейтинг ресурсов