Он учил нас ботанике и жизни

 
 

Академик Павел Леонидович Горчаковский.    3 января исполнилось 90 лет со дня рождения академика Павла Леонидовича Горчаковского. Он был ученым мировой величины, внес огромный вклад в решение многих фундаментальных проблем биогеоценологии, географии и экологии. Его имя стоит в одном ряду с именами таких выдающихся ученых, как В.И. Вернадский, В.Н. Сукачев, Н.В. Тимофеев-Ресовский, С.С. Шварц, В.Б. Сочава, Б.П. Колесников. Всю свою жизнь он исследовал флору и растительность Урала и Сибири. С 1959 по 2007 г. Павел Леонидович работал в Институте экологии растений и животных УрО РАН, создал интересный и творческий коллектив ученых из выпускников вузов Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Казани, Таллинна, Иркутска, Алма-Аты, Ростова. Он оставил после себя огромную школу учеников, которые активно работают на территории России и за ее пределами. Назвать его учителем в буквальном смысле не совсем верно, потому что он никогда не наставлял, не читал нотаций и нравоучений. Он воспитывал нас, заражал своей работоспособностью, энергией и постоянным стремлением к поискам нового. Павел Леонидович был блестящим полевым исследователем. Он организовывал и возглавлял многочисленные научные экспедиции по изучению флоры и растительного покрова Урала (от его северной окраины до южных отрогов Мугоджар). Практически со всеми своими учениками он бывал в экспедиции, смотрел, кто на что способен, и лишь после этого отправлял нас в «самостоятельное плаванье». Обсуждая с нами результаты полевых исследований, П.Л. учил осмысливать и анализировать свои полевые наблюдения сразу после окончания полевых работ. Он был кровно заинтересован в том, чтобы именно мы воплощали его идеи в жизнь, проверяли их на практике и совершенствовали в своих исследованиях. Благодаря Павлу Леонидовичу мы становились участниками крупных научных программ, ощущали причастность к его делам, его идеям.
 

Активности и оперативности научных исследований способствовала издательская деятельность, которая в институте была прекрасно организована, так как регулярно выпускались тематические сборники, материалы совещаний и конференций.
 

Широко известны научные работы (более 400) и книги (14) П.Л. Горчаковского. Его монографические издания «Растительный мир высокогорного Урала», «Основные проблемы исторической фитогеографии Урала», «Растения европейских широколиственных лесов на восточном пределе их ареала» давно стали раритетными. Это очень глубокие, поистине классические произведения, которые освещают важнейшие этапы формирования флоры и растительности Уральской горной страны от палеогена до настоящего времени. Павел Леонидович стремился к тому, чтобы его собственные научные труды и работы его сотрудников соответствовали мировому уровню. Он блестяще знал иностранную литературу, участвовал в многочисленных зарубежных симпозиумах, конгрессах, конференциях. Он всемерно содействовал нашим поездкам и участию во всевозможных форумах, всегда интересовался, как проходили наши доклады, кто принимал участие в дискуссиях. Мы постоянно чувствовали, что «шеф», так мы его называли между собой, следил за работой каждого из нас. Хороший доклад, удачное выступление в дискуссии — и ты вдруг становился «гением». П.Л. любил свой коллектив, он знал о каждом, о том, что происходит в нашей личной жизни. Довольно часто кого-то из нас «заносило на другую орбиту», возникали конфликтные ситуации. П.Л. в таких случаях выяснял, кто был виновником инцидента, часто насмешливо, а порою жестко гасил конфликты на корню. Очень бережно он относился к молодым сотрудникам, по-отечески любовался красивыми лицами аспиранток. Сотрудниц нашей лаборатории так и называли: «букет Горчаковского». Да, «шеф» заботился о своем коллективе и умел с ним работать. Это знали и чувствовали мы все. Для нас это была настоящая школа науки и жизни. Наш коллектив был включен в число ведущих научных школ, поддерживаемых Президентом Российской Федерации.
 

П.Л. Горчаковский был инициатором и руководителем работ по картографии растительного покрова Урала и прилегающих территорий. Им в соавторстве с сотрудниками составлена уральская часть «Карты растительности европейской части СССР», а также уральская часть «Геоботанической карты Нечерноземной зоны РСФСР» и Карта охраны на эту территорию. «Фитоэкологическая карта Свердловской области» составлена на основе анализа антропогенных воздействий человека на растительный покров, дает оценку трансформации на уровне типологических подразделений и природно-территориальных комплексов.
 

Значительное место в исследованиях Павла Леонидовича занимала разработка научных основ охраны генетических ресурсов и ценофонда растительного мира. Особое внимание уделялось изучению структуры и динамики популяций редких видов. До последних дней своей жизни он продолжал работать, готовил к публикации материалы по особо охраняемым территориям Урала.
 

Им описан новый для науки вид ясколки Крылова, в его честь названы растения манжетка Горчаковского, ястребинка Горчаковского, астрагал Горчаковского. А одной из вершин Приполярного Урала спортивной экспедицией «Большой Урал-91» присвоено наименование «Гора Горчаковского».
 

Труды П.Л. Горчаковского широко известны как в России, так и за рубежом. Многие коллеги в своих работах опираются на идеи и наследие Павла Леонидовича. Его труды цитируются ботаниками Австрии, Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Польши и Чехословакии.
 

За развитие научных исследований и подготовку кадров Павлу Леонидовичу Горчаковскому присвоено почетное звание Заслуженного деятеля науки РСФСР. Очень грустно, что такой славный юбилей проходит без него.
 


Сотрудники лаборатории биоразнообразия
растительного мира и микобиоты
Института экологии растений и животных УрО РАН
 



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Январь 2010 г. № 01 (1009)

19.01.10

 Рейтинг ресурсов