Этнопортрет

 
 

30 ноября в Доме ученых состоялось открытие выставки фотографий специалистов-этнологов Института истории и археологии УрО РАН «Этнопортрет» в рамках проекта «ЭтноФото». Выставка посвящена образам, характерам, людям, с которыми ученые встречались как этнографы в ходе экспедиционных исследований, поэтому экспозиционное пространство выставки было разделено на несколько тематических блоков: уральцы, Арктика, Таежное Приобье.
 

Авторы фотографий: член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, профессор Андрей Владимирович Головнев (он же руководитель проекта), кандидат исторических наук, заведующая сектором этноистории Елена Валерьевна Перевалова, аспиранты ИИиА УрО РАН Дина Федорова и Анатолий Курлаев. Снимки с Чукотки и Ямала принадлежат А.В. Головневу, фотографии из Западной Сибири сделаны Е.В. Переваловой, уральские преимущественно Д. Федоровой и А. Курлаевым.
 

Выставки фотографий специалистов-этнологов Института истории и археологии УрО РАН «Этнопортрет».

 

Андрей Владимирович считает, что Урал и уральцы как региональная идентичность достойны самого пристального изучения и хорошей презентации. Это только начало, первая проба. Снимки этнографов — не просто иллюстрации к текстовым записям ученых:
 

— Мы ставим абсолютно другую задачу. И в университете, и в академии мы сегодня создаем так называемый синтетический язык — текст плюс изображение. Я — кинематографист. Построение кадра, монтаж — это та азбука и синтаксис, которые для текста мы проходим в школе, а в плане изображения приходится специально получать какое-то образование. Задача гуманитариев и вообще ученых и науки — дополнить текстовый язык языком изобразительным. Сегодня это уже происходит.
 

Не случайно медики говорят, что перспективы дальнейшего научного исследования сердца состоят в визуализации сердца — увидеть, посмотреть особенности. То же самое происходит в молекулярных исследованиях. Почему же в гуманитарных изысканиях мы избегаем этого очень древнего и надежного средства информации? С него человечество начинало — не с текста, а именно с изображения. В палеолитических пещерах Испании и Франции одно из первых проявлений человеческого разума, человеческой культуры мы видим в пещерных рисунках. На самом деле мы возвращаемся к истокам. Ведь образ и изображение дают возможность не только концептуально подать то, что мы видели, но и сопроводить это эмоцией, чувством, потрясающим «остановись мгновение», несущим гораздо больше информации, чем подпись под фото. Изображение — это перспектива науки не в последнюю очередь. Это не просто украшение стен, не просто показ того, что мы сняли по дороге, это еще и позиционирование серьезнейшего направления — инновационных гуманитарных технологий.
 

Идея организации проекта антропологической фотографии «ЭтноФото» обусловлена бурным развитием этнических процессов на Урале, в России, в мире в целом, необходимостью новых и более эффективных средств фиксации и презентации различных культур, развитием науки и становлением особого ее направления — визуальной антропологии, киноантропологии, этнофото. Поиску новых форм альянса «наука плюс искусство», новому языку, сочетающему в изображении-звуке-тексте научную строгость и художественную образность, и посвящен проект. С определенностью можно сказать, что фотография — уникальный ресурс для науки, а наука — для фотографии. Задача этнофото состоит в передаче и осмыслении образов этнической культуры. Как и этнограф, фотограф, при соответствующих навыках и понимании, может выражать смыслы культуры языком изображения.
 


Т. ПЛОТНИКОВА
 

 

Фоторабота из хантыйского цикла Е. Переваловой.

Фоторабота из хантыйского цикла Е. Переваловой.

 

 

Фоторабота из хантыйского цикла Е. Переваловой.

Фоторабота из хантыйского цикла Е. Переваловой.

 

 

Выставки фотографий специалистов-этнологов Института истории и археологии УрО РАН «Этнопортрет».



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Январь 2011 г. № 01 (1031)

19.01.11

 Рейтинг ресурсов