Высшая школа: обгоняем, не догнав?

 

  

Заметным событием I международной научно-практической конференции «Интеграция науки, образования и производства — стратегия развития инновационной экономики» стало заседание Уральского научно-исследовательского института человека на тему «Образование — основа модернизации экономики».
 

Практически все постоянные члены этого интеллектуального клуба и слушатели, заполнившие аудиторию в Уральском государственном экономическом университете (преподаватели и студенты, а также участники форума из России, Казахстана, Украины, Эстонии, Чехии, Германии), имеют самое непосредственное отношение к высшему образованию, то есть воистину говорили о наболевшем.
 

Какие тенденции формируют проблему? По мнению ведущего заседание академика В.А. Черешнева, борьба за интеллектуальный ресурс — один из глобальных вызовов, причем это единственный (в отличие от природных, энергетических, человеческих и др.) ресурс, пока окончательно не поделенный между сильными мира сего. Мировой рынок образовательных услуг на сегодняшний день составляет $100 млрд, и в дальнейшем будет только расти. «Интеллектуальная элита определяет будущее нации, следовательно, образование — один из приоритетов национальной безопасности», — напомнил д-р физ.-мат. наук С.Ф. Борисов (УрГУ), а профессор К. Рихтер (Германия) добавил, что в принципе стратегию образования определяет государственная политика, это — одно из проявлений политики как таковой. По словам ректора УрГЭУ М.В. Федорова, образование является также инструментом международной конкуренции. На то, что кризис образования — свидетельство системного кризиса в обществе, указали проректор Екатеринбургской духовной семинарии протоиерей П. Мингалев и ректор таллиннского Института экономики и управления Х.З. Барабанер.
 

О причинах и проявлениях этого кризиса говорили практически все выступавшие, наиболее серьезными недостатками высшего образования в России называя его повсеместную формализацию, а также нарушение баланса гуманитарных и естественных наук в учебных программах: наблюдается явное «перепроизводство» гуманитариев (в особенности невысокого профессионального уровня) в ущерб специалистам в области естественных и точных наук, а главное — инженерному корпусу. Страна остро нуждается в модернизации промышленности, которую непосредственно на производстве некому осуществлять. Вновь звучала критика единого государственного экзамена. Подготовка к нему, по выражению философа и литератора В.П. Лукьянина, замещает творческое мышление «кроссвордным». Обсуждалось и право учащихся на выбор основных предметов, вообще этика определения степени свободы студента в процессе обучения и связанная с этим проблема роли, ответственности и уровня квалификации преподавателя, а также престижа этой профессии в обществе.
 

По моему впечатлению, перечисление недостатков и проблем в выступлениях явно преобладало над примерами реализации конструктивных идей. Примерно в середине заседания эту тенденцию отметил Курт Рихтер, профессор Европейского университета Виадрина. Он призвал ораторов, ратующих за возвращение системы образования, принятой в СССР (а то и в Российской империи — звучали и такие призывы) помнить о том, что студенты, как и в целом молодые россияне, живут не только в своей стране, но и в мире, в котором остается все меньше границ. Нужно повернуться лицом к мировым тенденциям; ученым, в частности, — шире публиковаться в международных реферируемых журналах.
 

На чем же, по мнению собравшихся, должна базироваться модернизация отечественного образования?
 

В.П. Лукьянин обратился к философским принципам обучения как передачи совокупности знаний. Базой для системного образования он назвал традицию, и прежде всего духовные и нравственные ценности. Его поддержал профессор Казахского университета экономики, финансов и международной торговли А.О. Темирбулатов: «Категория функциональной грамотности — что значит она для настоящего и будущего? Нравственная экономика — вот что сегодня важно для нашей страны (скорее всего, оратор подразумевал пространство СНГ), а в деле нравственного воспитания неоценима роль сохранения богатств русского языка». Наиболее эмоционально эта тема прозвучала в выступлении Х.З. Барабанера: «По существу, идет борьба двух идеологий воспитания современного человека: либо это будет homo faber, специалист без души, либо человек нравственный. Мир находится в полисистемном кризисе, и нужно новое гуманистическое мировоззрение, поскольку на сегодняшний день мы утратили единство знаний и духа. Инновация — это всегда творчество, а творчество не может быть безнравственным, и задача высшей школы — готовить делового интеллигента».
 

М.В. Федоров подчеркнул, что образование сегодня должно способствовать передаче ситуативных знаний и операционных навыков, и формально государственная политика (поддержка инновационных вузов) направлена именно на это. Практически же предстоит огромная работа: повышение конкурентоспособности, развитие дистанционного образования, совершенствование управления учебными заведениями в регионе.
 

Председатель комитета по промышленной политике Палаты представителей законодательного собрания свердловской области А.В. Сысоев ратовал за восстановление системы непрерывного и дополнительного образования, в том числе и повышения квалификации самих педагогов, а также государственных чиновников и управленцев.
 

Итог заседания подвел В.А. Черешнев. Он напомнил, что развитые страны сегодня на 15–20 % живут уже в условиях 6-го экономического уклада, базирующегося на нано-, био-, информационных и когнитивных технологиях. России нужно воспользоваться тактикой, принцип которой сформулировал некогда И.В. Курчатов: «обгонять не догоняя». [Но не этому ли принципу мы по сути и следуем с 1920-х годов, что и привело к краху советской экономики? — Е.И.]. Валерий Александрович в качестве экскурса в прошлое российской науки и высшего образования использовал страницы биографии знаменитого хирурга Н. Пирогова, показав преимущества глубоко нравственного отношения к делу. «Самое главное, — заключил он, — то, что не поддается пересчету и не измеряется, но без чего нет ни человека, ни творчества, ни судьбы» — то, что и должно стать идеологией для своей, не заемной, стратегии обновления и дальнейшего поступательного движения всех сфер жизни общества в России.
 


Е. ИЗВАРИНА
 

 

На фото:

 

 

Выступает Курт Рихтер.

выступает Курт Рихтер.

 

 

А.О. Темирбулатов.

А.О. Темирбулатов.

 

 

У стендов, представляющих участников конференции.

У стендов, представляющих участников конференции.



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Февраль 2011 г. № 03-04 (1033)

18.03.11

 Рейтинг ресурсов