Об интеллектуальном ресурсе и успехах ИФМ

 

 

Академик Александр Иванович Татаркин. Фото С. Новикова.    Приветствуя собравшихся на заседание президиума УрО РАН 16 февраля, председатель Отделения академик В.Н. Чарушин рассказал о состоявшемся накануне в Москве официальном открытии года химии. Если же учесть, что в апреле отмечается 50 лет первого космического пилотируемого полета, а в конце июня нас ожидает празднование 300-летия Ломоносова в Архангельске, то нынешний 2011 год с полным основанием может считаться в России годом науки.

    Научный доклад директора Института экономики УрО РАН академика А.И. Татаркина «Интеллектуальный ресурс как научное направление и источник общественного развития» вполне обоснованно вместе с обсуждением занял полтора часа, что случается не так часто — тема, действительно, не только актуальная, но и наболевшая. Начав с цитаты из выступления президента РФ Д.А. Медведева на всероссийском инновационном форуме, где перед страной была еще раз озвучена задача построения «умной экономики», — «У нас есть желание творить, наш многонациональный народ очень креативен. У нас есть и другая проблема — мы не умеем на этом зарабатывать деньги» — Александр Иванович назвал три основные причины, тормозящие переход к инновационному развитию. Во-первых, это продолжающая возрастать импорто-сырьевая зависимость российской экономики. 85-90% наших валютных поступлений — это сырье, тогда как примерно 70% станков и около 45% продовольствия — импорт. Во-вторых, это крайне неэффективная система управления, вызванная прежде всего ее низким профессиональным уровнем. Резко снизилась наукоемкость принимаемых решений: по словам автора доклада, доля экспертной оценки в затратах на разработку проектов, составлявшая в советское время примерно 0,4%, сейчас не выше 0,021%. Фактически вертикаль власти стала тормозом процесса инноваций. В-третьих, это чрезмерная и некритичная увлеченность рыночными регуляторными механизмами.
 

Экономика интеллектуального ресурса — молодая отрасль науки, и ее значение пока осознается чрезвычайно слабо. Только этим можно объяснить отнесение инноваций и интеллектуального капитала к внефакторным затратам в существующей системе бухгалтерского учета, включение его в статью «нематериальные активы» наряду с рекламой и имиджевыми мероприятиями. Главная задача сейчас, по мнению автора доклада, — создание работающей национальной инновационной системы, отдельные элементы которой уже существуют, но в единое целое еще не сложились. Должен быть сформирован (а без активного участия государства это невозможно) инновационный климат, который позволял бы носителям интеллектуального ресурса легко реализовать его, получая конкурентные преимущества. И в основе такого климата должно лежать адекватное законодательство об интеллектуальной собственности, прежде всего патентное право, стоящее на стороне изобретателя (в обсуждении прозвучал обидный, но увы, справедливый афоризм «Россия — страна Кулибиных, а Америка — страна Эдисонов»). Получение международных патентов настолько трудоемко и дорого, что без национальной системы поддержки отечественных правообладателей серьезное увеличение этого интеллектуального ресурса просто невозможно. Особую тревогу вызывает и постоянное сокращение численности занятых в отечественной науке; если мы говорим об интеллектуальном ресурсе как экономической категории, мы должны добиваться его расширенного воспроизводства, отметил Александр Иванович. И здесь опять-таки неоценимо велика роль государства, призванного совершенствовать формы интеграции науки, власти, бизнеса и гражданского общества. Необходимо создавать позитивное настроение по отношению к инновациям в обществе. Сегодня же население настроено равнодушно, госкорпорации заняли иждивенческую позицию, а чиновники просто не понимают, каких перемен от них хочет руководство.
 

Затем президиум заслушал отчет о результатах комплексной проверки Института физики металлов УрО РАН. Докладчик директор института академик В.В. Устинов рассказал о результатах работы за 2005–2009 годы. Поскольку ИФМ — институт крупный, направления исследований чрезвычайно разнообразны, для оперативного управления научными исследованиями созданы три проблемных совета, руководящие лабораториями, сгруппированными в отделы. Для оптимального использования опыта ученых старшего поколения в отделах существуют должности научного руководителя. Почти все вновь приобретаемое оборудование поступает в центр коллективного пользования; благодаря такому способу концентрации средств отделы электронной микроскопии, магнитных измерений и механических испытаний центра сегодня являются одними из наиболее оснащенных в России. Вступил в строй герметизационный модуль «чистых комнат», предназначенный для исследований по заказу госкорпорации «Роснано».
 

Среди многочисленных научных достижений института можно отметить и новые расчетные методы, и перспективные материалы для магнитозаписи, создание спинового инжекторного мазера — прибора с рабочим диапазоном, недоступным другим твердотельным источникам излучения, разработаны магнитные сенсоры с гигантским магнитосопротивлением и новые конструкционные материалы на основе дисперсно-упрочненных сталей, обладающих уникальными характеристиками. Эти разработки имеют самые широкие области применения — от колесных пар железнодорожных вагонов до высокотехнологичной электронной техники. Выступивший с содокладом председатель проверочной комиссии академик Е.Н. Аврорин отметил, что ИФМ — действительно один из лучших институтов не только Отделения, но и РАН в целом. Комиссия рекомендовала сохранить существующие направления исследований. Есть, разумеется, и проблемы: прежде всего это аварийное состояние лабораторного корпуса №3, построенного еще до войны. Однако даже для простого сноса здания требуется порядка 2 млн рублей.
 

Президиум также рассмотрел целый ряд текущих вопросов.
 


Соб. инф.
Фото С. НОВИКОВА
 



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Март 2011 г. № 05 (1034)

09.03.11

 Рейтинг ресурсов