Антропология в кино: ракурсы и взгляды

 

   

В середине апреля Екатеринбург на несколько дней стал международным центром документального кино. Почти неделю сразу на нескольких площадках города проходили мероприятия VII Открытого российского фестиваля антропологических фильмов (РФАФ), в рамках которого состоялся также III Международный научно-практический форум «Многонациональная Россия: этнология и киноантропология». Одним из организаторов фестиваля выступил Институт истории и археологии Уральского отделения РАН.
 

 

Я хочу видеть
этого человека...
С. Есенин
 

 

Научная антропология и кино — почти ровесники, официальной же датой рождения этнографического кино может считаться 4 апреля 1901 г., когда У.Б. Спенсер снял ритуальный танец австралийских аборигенов. В 1922 г. внимание как публики, так и киноведов привлек фильм «Нанук с севера». Режиссер картины Роберт Флаэрти утверждал: «В каждом народе есть зернышко величия, и дело кинематографиста… найти тот единственный случай или даже одно-единственное движение, в которых это величие проявляется». На первых порах сыграл свою роль простой интерес к экзотике, но со временем кинодокументалистика ушла далеко вперед, если обобщать, то — по двум путям: по пути художественного осмысления и преображения реальности, либо — всё более научного подхода к концепции и процессу съемки. Мышление и арсенал выразительных средств сегодняшнего этнографического и антропологического кино во многом сформировались в годы распада СССР, когда обострился вопрос этнической принадлежности, и, соответственно, возникла потребность в самопознании, саморефлексии этносов.
 

I Российский фестиваль антропологических фильмов прошёл в 1998 г. в Салехарде. В числе его инициаторов и организаторов – руководитель центра визуальной антропологии МГУ Е.В. Александров и ныне действующий президент РФАФ член-корреспондент РАН А.В. Головнев (ИИиА УрО РАН), режиссер фильма «Путь к святилищу», удостоенного гран-при на этом фестивале. Сфера интересов и география участников фестиваля все время расширялись, и в этом году его конкурсная программа включала 23 фильма режиссеров из России, Белоруссии, Голландии, Италии, Сербии, Франции, Китая, Испании и др., снятые в 2008–2011 гг. Конкурсные показы проходили в екатеринбургском Доме кино, а продолжением визуального ряда фестиваля стали несколько тематически связанных с ним выставок работ уральских фотографов. Кинозрители, большинство которых, как мне показалось, составляла в эти дни студенческая молодежь, имели возможность проголосовать за понравившийся фильм и по окончании показа обсудить какие-то спорные моменты в порядке дискуссии с участием создателей картин.
 

«Кино о человеке на перекрестке глобальности и локальности, традиций и новшеств, национальности и религиозности, вчера и завтра. Кино о человеке в культуре и культуре в человеке. Кино, сочетающее в себе глубину от науки, художественность от кино» — своего рода кредо фестиваля, провозглашенное в пресс-релизе, и определившее принцип конкурсного отбора и работы жюри. На самом деле, в большинстве своем фильмы все же больше отвечали «формату» документально-публицистического кино, когда «взгляд» кинообъектива во многом остается все-таки субъективным: видна концепция сценария, некая художественная или публицистическая идея, которой руководствуется автор. А беспристрастность документалиста присутствует скорее в самом методе съемки, построении каждого кадра и эпизода, но не сценария в целом. Гран-при VII РФАФ был присужден повествованию о жизни коми-оленеводов — фильму «Нярма» режиссера Э. Бартенева (Санкт-Петербург, Россия). Лучшая работа режиссера — «Нежный жанр» А. Погребного (Киров, Россия), лучшая работа антрополога — «Наследство» Ф. Ахмедова (Баку, Азербайджан), приз зрительских симпатий достался картине «Покидая Мандела парк» С. Вредевельд (Амстердам, Нидерланды).
 

Программа III Международного научно-практического форума «Многонациональная Россия: этнология и киноантропология» включала публичные лекции, доклады и презентации отечественных и зарубежных фильмов и кинофестивалей. С докладами выступили как профессиональные режиссеры, так и антропологи, этнографы, историки, в том числе представители УрО РАН — сотрудники екатеринбургского Института истории и археологии и его пермского филиала, Удмуртского института истории, языка и литературы, Института языка, литературы и истории Коми НЦ, их коллеги из академических институтов Москвы, Ростова-на-Дону, Новосибирска, Улан-Удэ.
 

С различных точек зрения рассматривались теория, практика и актуальные проблемы визуализации в сфере гуманитарных наук, были представлены как исследовательские, так и образовательные, музейные проекты, новые методики и технологии.
 

Доктор искусствоведения К.Э. Разлогов. Фото Е. Извариной.    Открыл форум председатель жюри нынешнего РФАФ, известный киновед, доктор искусствоведения К.Э. Разлогов (на фото слева), выступивший в УрГУ с лекцией «Экранная культура: похороны книги?» Согласно его выводам, культура, базирующаяся на визуальной информации и системе различных каналов поступления этой информации к человеку, уже вытесняет и в ближайшее время окончательно вытеснит культуру, основанную на чтении изданий, отпечатанных на бумаге. Приоритеты переходят к аудиовизуальным способам коммуникации и познания. Они еще не могут полностью заменить (воспроизвести) живое общение, но позиции книги уже не столь сильны. Приходится признать, что так и не произошло в подлинном смысле слова просвещение широких масс населения — ни с началом книгопечатанья, ни с распространением просветительских идей в XVIII в. И прежде, и сегодня искусство и литература в массе своей выполняют лишь развлекательную функцию, а познавательную и образовательную — только «по необходимости», например, в процессе обучения. Знаменитый кинорежиссер К. Занусси говорил: «Бороться с массовой культурой — всё равно что бороться с плохой погодой». Но это не означает смерти высокой, элитарной культуры — она видоизменяется, ищет новые сферы и социальные «ниши» существования и распространения. Наряду с глобализацией постоянно растет и усложняется структура субкультур, в каждой из которых выстраивается своя иерархия по классической схеме. Лекцию завершила кинопрезентация Российского института культурологии, а шире — всех актуальных, в том числе и междисциплинарных, направлений развития этой дисциплины (что до предмета исследований, то кратчайшее определение ему попытался найти ведущий заседание А.В. Головнев: «Культура — это то, чем не занимается министерство культуры»).
 

Член-корреспондент РАН С.А. Арутюнов. Фото Е. Извариной.    На другой день член-корреспондент РАН С.А. Арутюнов (Институт этнологии и антропологии РАН, на фото справа) прочел лекцию «От этничности к внеэтничности». Он подчеркнул повсеместную значимость этнического фактора, вспомнил время и этапы распада СССР — истоки сегодняшней ситуации в нашей стране и вокруг нее. Длительное время изучение этничности сводилось к исследованию этногенеза. Сейчас на первый план вышли этнополитика и этнополитология, однако на практике до сих пор зачастую принимаются этнически не выверенные решения (ликвидация в России некоторых национальных образований). Нет до сих пор и внятной позиции государства по отношению к фашизму и экстремизму на этнической почве. Что касается внеэтничности — то переход к ней демонстрирует сама жизнь. Кавказские экстремисты, например, сегодня позиционируют себя не как представителей определенной нации, а как часть мусульманской общности, некоего «кавказского эмирата». Движение к внеэтничности — это и образование все новых социальных групп, в которые люди объединяются не по национальному признаку, а на основе каких-то других объединяющих факторов, общих интересов, социального положения и т.д. Многие тенденции, затронутые в этой лекции, нашли свое выражение в фильмах конкурсной программы фестиваля.
 

Лекция доктора исторических наук Н.Л. Жуковской (Институт этнологии и антропологии РАН) «Шаманизм в среде российской интеллигенции» была посвящена неошаманизму, в современных Бурятии, Туве, Хакассии, самой «шаманской интеллигенции» и влиянию этого явления на интеллигенцию столицы и периферии России, явлениям синтеза рационального и иррационального.
 

В рамках фестиваля прошли также заседание круглого стола «Культурное наследие и гуманитарные технологии» и обсуждение медиапроекта «Бренд Урала (УрФО)». Вообще, дискуссия, диалог, полемика, рефлексия всячески приветствовались — и в кинозале, и непосредственно после лекций и докладов, и у стендов многочисленных экспозиций. Поэтому, как и предполагали организаторы, фестиваль стал еще одним шагом на пути к возможно более продуктивному симбиозу мышления и видения, искусства и науки.
 


Е. ИЗВАРИНА
(с использованием материалов сайта РФАФ и статьи
А.В. Головнева «Антропологическое кино и
фестивальное движение»).
Фото автора.
 



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Май 2011 г. № 12-13 (1039)

21.06.11

 Рейтинг ресурсов