Этнообъективность в красках

 

   

Фотовыставка «Этнопортрет: Европа на пороге III тысячелетия» продолжила ряд экспозиций «прикладного», если так можно выразиться, характера. Представленные на ней снимки этнологов Института истории и археологии УрО РАН могут рассматриваться как художественная и репортажная фотография, но вместе с тем это неотъемлемая часть исследования, зримое продолжение размышлений о судьбах европейских этносов новейшего времени. Это, как сказано в авторской аннотации к выставке, «коллаж из впечатлений, эмоций, знаний о сегодняшней Европе, образы европейцев и их занятия, и культурные символы, и взаимоотношения между народами, экономические и социальные проблемы».
 

На выставке были представлены три серии: «Англия: колонизация вспять», «Многоликая Европа» и «Шпицберген: осторожно, медведи!». В двух первых внимание привлекают прежде всего снимки людей. На этнические черты накладывается психологический рисунок личности, ясно выраженный индивидуальный способ поведения человека в большом городе, а кроме того — дыхание времени, возможно, нечто общее в сегодняшнем «самочувствии» даже не целых наций, а европейского континента в целом. Особенно привлекают съемки, сделанные на улицах Лондона и Парижа, работы младшего научного сотрудника сектора этноистории ИИА Дины Федоровой — в них ощутима калейдоскопическая скорость смены ритмов и красок в большом городе, однако важно, что человек в кадре — вне суеты, он раскрывается как личность, которую не так-то легко поколебать «бурям столетия». Интересно наблюдать, как современность трансформирует выраженные этнические особенности, в чем выражается адаптация, а в чем сохраняется некий суверенитет по отношению к окружающему миру.
 

Дина Фёдорова. Коренные жители Лондона. Молодая пакистанка.

Дина Фёдорова. Коренные жители Лондона. Молодая пакистанка.

 

 

А вот на фотографиях архипелага Шпицберген людей практически нет, зато особое внимание уделено всевозможным знакам и надписям, явно живущим своей жизнью и по-своему интерпретирующим уникальную ситуацию международного и межэтнического соседства и сотрудничества.
 

Е. Перевалова. Фото из серии "Шпицберген: осторожно, медведи!".

Е. Перевалова. Фото из серии "Шпицберген: осторожно, медведи!".

 

 

Общим же практически для всех представленных работ стал живой, доброжелательный, неформальный взгляд на натуру, желание вглядеться извне — но понять изнутри: каково «им» (на самом-то деле — всем нам) на пороге нового тысячелетия?
 


Е. ИЗВАРИНА
 



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Май 2011 г. № 12-13 (1039)

22.06.11

 Рейтинг ресурсов