Портрет многоликого города

 

 

4 июня в гостиной Екатеринбургского Дома ученых открылась персональная фотовыставка Михаила Китаева. Михаил — знаковая фигура в нашем фотопространстве, хотя и остающаяся в тени своих старших единомышленников. Начинавший в знаменитой «Фотохронике УПИ» (альма-матер многих уральских фотографов) и не менее известном в свое время слайд-клубе «Монокль», он так и не ушел в профессионалы, выставляясь исключительно редко. Но фотографию не забросил: трудно представить Китаева идущим по улице без неизменного «Никона» в боевом положении.
 

Любимый вид съемки Китаева — городской пейзаж, или уличная фотография. Это сложное синтетическое видение, сочетающее в себе репортажность, жанровость, портретность и собственно пейзажность. Город как объект съемки чрезвычайно дробное и многоплановое явление: здесь сливаются воедино здания и дождь, птицы и автомобили, деревья и собаки, девушки и трамваи… Сложить из этого калейдоскопа портрет города — задача безумно трудная. Мало просто любить этот участок земли под асфальтом и рельсами, надо еще исходить его вдоль и поперек: автор подсчитал, что с первого снимка в далекие уже 70-е он пешком прошел по Екатеринбургу больше восьми тысяч километров.
 

— Задача уличного фотографа проста, — скромно объяснял Михаил во вступительном слове. — Надо увидеть кадр и дождаться подходящего освещения. А поскольку солнце вручную в нужную точку не выставишь, приходится ждать. Иногда полчаса. Иногда полгода.
 

Результат выбранного метода налицо: лично я ни разу не видел, чтобы еще кто-то так снимал мой родной город. Париж и Нью-Йорк — видел, но китаевский Екатеринбург на них совершенно не похож. Вроде бы и приемы те же (открытая композиция, узкая зона резкости, перспективное совмещение, мотивы воды и света… ну, тут можно до бесконечности перечислять), а вот лицо города совершенно другое — и в этом художественной правды куда больше, чем в открыточно-узнаваемых «видовых» картинках иных мастеров светописи.
 

На открытии выставки Китаев представил еще и уникальный бонус: три слайд-фильма, в состав которых вошли и представленные на выставке работы. Или, может быть, точнее сказать, что это выставка была отобрана автором из работ, вошедших в слайдфильмы?
 

Вроде бы — экая невидаль: компьютер есть у каждого, нажал кнопочку — и картинки побежали по экрану… Только не для человека, управлявшего спаркой слайд-проекторов в начале 80-х! Сам Михаил считает, что лишь три-четыре года назад мониторы достигли тех значений по яркости и контрасту, при которых имеет смысл переносить на них художественные эксперименты тридцатилетней давности. Собственно, тогда он и вернулся к слайд-фильмам, вначале восстановив старые работы, а затем и создав новую серию фильмов. Насколько актуальна эта реанимация ушедшего в историю вместе со слайдовой пленкой жанра на новой технической основе? Сказать трудно, но как эксперимент (и вдобавок на очень высоком художественном уровне) — безусловно, очень интересно.
 

Выставка продлится до 30 июня, поэтому читатели еще успеют взглянуть на Екатеринбург через объектив Михаила Китаева.
 


А. ЯКУБОВСКИЙ
 

 

Фото М. Китаева.

 

Фото М. Китаева.

 

Фото М. Китаева.



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Июнь 2011 г. № 14 (1040)

24.06.11

 Рейтинг ресурсов