Член-корреспондент РАН С.Л. Вотяков: "От тактики выживания - к стратегии развития"

 

   

Член-корреспондент РАН Сергей Леонидович Вотяков. Фото С. Новикова.«Наука Урала» продолжает представлять вновь избранных директоров уральских академических институтов. Член-корреспондент РАН Сергей Леонидович Вотяков, возглавивший Институт геологии и геохимии им. академика А.Н. Заварицкого УрО РАН, — человек в Академии известный, но все же напомним факты его научной биографии. Выпускник физико-технического факультета УГТУ-УПИ, он окончил аспирантуру и защитил диссертацию у тогдашнего декана физтеха профессора П.Е. Суетина. С 1976 г. он трудится в ИГГ, стоит у истоков уральской научной школы по физике минералов.

С.Л. Вотяков — специалист в области минералогии, кристаллохимии и физического материаловедения. В 1989 г. он защитил докторскую диссертацию, которая внесла вклад в развитие современных представлений о минеральном веществе, в изучение строения минералов на микроуровне, в формирование нового направления исследований – физики минералов. Его фундаментальные результаты использовались при геолого-поисковых работах, в ходе мониторинга и прогнозирования состояния гео- и техносферы. Став заведующим лабораторией физических и химических методов анализа в 1998 г., в самое сложное время, когда все лабораторное оборудование морально и физически устарело, сформировал коллектив единомышленников, создал центр коллективного пользования «Геоаналитик», оснащенный комплексом уникальных приборов и обеспечивающий в Уральском регионе аналитическими данными разнообразные материаловедческие исследования в области наук о Земле.


 



 

— В большинстве случаев приход нового директора — это «смена парадигмы». Каким вы видите будущее института?
 

— Прежде чем говорить о своих директорских планах, хотел бы отметить вклад академика В.А. Коротеева, который руководил институтом на протяжении последних 25 лет. В трудные для науки годы ему удалось сохранить коллектив, его научный потенциал, приумножить лабораторное оборудование и экспедиционный автотранспорт и даже сделать практически невозможное — развернуть строительство нового корпуса института в Академгородке.
 

Полагаю, что сегодня в жизни нашего института наступил новый период — переход от тактики выживания к стратегии планового развития и усиления его роли на Урале и в России. Конечно, в движении вперед дирекция будет руководствоваться принципами преемственности, стабильности, демократизма, гласности, прозрачности и коллегиальности в принятии решений. Стремясь рационализировать нашу деятельность, выстраивая вертикаль управления, считаю нужным одновременно дать большую самостоятельность лабораториям, всячески поощрять инициативу сотрудников. Ведь одна из главных наших задач — активнее участвовать в российских и международных конкурсах и проектах, целевых программах, публиковаться в высокорейтинговых международных журналах.
 

Наш институт очень разнообразный, многопрофильный, в нем представлены практически все классические геологические направления: региональная геология и геотектоника, литология, стратиграфия и палеонтология, геохимия и геология рудных месторождений, минералогия и кристаллохимия. Хотелось бы «осовременить» и усилить некоторые из них, в частности геоэкологическое и изотопно-геохимическое направления. Последнее связанное с выявлением закономерностей поведения природных изотопных систем, анализом источников, условий и времени протекания геологических процессов. Нужно активнее развивать актуальные сегодня топливно-энергетические исследования.
 

Важнейшая сфера деятельности новой дирекции — усиление интеграции всех уральских институтов, работающих в области наук о Земле; это отмечали все коллеги при разработке предвыборной программы. Сегодня геолог просто не может работать без опоры на геофизику, поэтому необходимо усилить наши контакты с соответствующим институтом. Замечу, что в советское время мы очень близко взаимодействовали с геофизиками в рамках ряда договоров о сотрудничестве. Перспективно сотрудничество с институтами геологии Уфимского и Коми НЦ. Урал — единая геологическая система, поэтому все геологические и смежные институты приветствуют общеуральские программы.
 

Полагаю, что совершенно новые перспективы должны открыться перед сотрудниками института после переезда в новый корпус в Академгородке. Я оптимист и верю, что все запланированное у нас должно получиться и через два-три года это важное событие состоится. Сегодня при «инженерном наполнении» корпуса мы постараемся учесть тенденции развития нашей науки, прежде всего тот факт, что наш институт все более и более становится экспериментальным, и спрогнозировать его будущее. В новом здании будут выделены специализированные помещения для отдельных подразделений, в том числе «стерильные» лаборатории высокого класса чистоты, помещения общего назначения — актовый зал, зал заседаний ученого совета, библиотека и книгохранилище, помещения для работы с рабочими коллекциями образцов, производственные мастерские. Там же планируем разместить научно-образовательный модуль со специализированными кафедрами, помещениями для лабораторных и лекционных занятий со студентами УрФУ, а также инновационный модуль, где развернутся работы в рамках технологической платформы по твердым полезным ископаемым. Благодаря этому на Урале будут созданы условия для реализации проектов по созданию дешевых и доступных для горнодобывающей промышленности инновационных технологий и производств.
 

— В науках о Земле в Уральском отделении складывается достаточно нестандартная тенденция: директор Института геофизики член-корреспондент П.С. Мартышко — математик, возглавляющий Институт геологии Коми НЦ член-корреспондент А.М. Асхабов — физик-кристаллограф, вы — физико-химик-материаловед. А ведь традиционно считается, что руководить геологическим институтом должен только геолог. Что вы об этом думаете, изменится ли в будущем тематика института?
 

— В науках о Земле, в том числе и в нашем институте работают специалисты не только геологического, но и биологического и физико-химического профиля; они ведут исследования по очень широкому кругу проблем, тесно взаимодействуя между собой, при этом происходят значительное взаимообогащение идеями и интеграция знаний. Разумеется, в нашем институте геологическая тематика всегда была и останется основной. Я не рассматриваю физико-химическое материаловедение как самодостаточное направление в нашем региональном институте — оно должно служить науке геологии и продвигать ее вперед. Углубленные исследования минерального вещества всегда придавали и будут придавать в будущем новые импульсы всем геологическим наукам — петрологии, геохимии и др. Отмечу, что сейчас на первый план выходят междисциплинарные исследования. У нас в лаборатории накоплен значительный опыт реализации интеграционных проектов; мы всегда стремились работать на стыке наук — материаловедения и чисто геологических дисциплин, экологии и даже медицины. Один из последних примеров подобных исследований — выполненная в сотрудничестве с палеоэкологами Института экологии растений и животных УрО РАН наша работа по изучению физико-химических характеристик ископаемых костных остатков млекопитающих в связи с проблемой оценки их относительного возраста. Совместно со специалистами Уральской государственной медакадемии нами предложены, запатентованы и внедрены новые материаловедческие методы диагностики патологий зубных и костных тканей. Геоэкологическая тематика, исследования в области палеоклиматических реконструкций не могут обойтись без современного изучения минерального вещества, т.е. наши работы нужны очень многим. Разработка интеграционных программ в связи с новым этапом конкурса в рамках Академии должна объединить сотрудников нашего института и коллег из Института промышленной экологии, инициировать контакты с разнопрофильными материаловедческими институтами Уральского и Сибирского отделений.
 

— Недавно был сделан качественный скачок в оснащении ЦКП «Геоаналитик». Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
 

— К началу XXI века науки о Земле из чисто описательных в значительной степени превратились в экспериментальные, а это требует оснащения современным сложным и дорогостоящим лабораторным оборудованием, в частности материаловедческим. Мировой уровень исследований определяется лабораторной базой. Успешное развитие работ в геологии невозможно без принципиально нового подхода к лабораторной базе с созданием специализированной инфраструктуры и лабораторных помещений. Именно поэтому мы уделяем такое повышенное внимание развитию нашего центра коллективного пользования «Геоаналитик», оснащению его оборудованием европейского класса. В марте этого года нами запущены два уникальных высокоразрешающих масс-спектрометра — Neptun Plus с индуктивно-связанной плазмой и многоколлекторный термоионизационный Triton Plus (первый в российском геологическом институте). Они размещены в специализированных «стерильных» лабораториях высокого класса чистоты с ламинарными воздушными потоками, пространственно совмещенных в единые модули с помещениями для пробоподготовки геологического материала. Таким образом, в рамках центра создана лаборатория изотопных исследований; ее «отцы-учредители» — все институты геологического профиля Уральского отделения РАН, а также Институт геологии УфНЦ РАН. Лаборатория необходима как для аналитической поддержки федеральных, региональных и международных проектов и программ по наукам о Земле, так и для обучения студентов, аспирантов и стажеров, переподготовки аналитиков, отработки новых аналитических методик. Я крайне заинтересован в дальнейшем совершенствовании этой лаборатории и всего центра, в установке новых уникальных приборов не только как директор института, но и как материаловед-экспериментатор, специалист в области изучения природного вещества.
 

— Каковы ваши планы в сфере кадровой политики?
 

— Конечно, нам, как и любому академическому институту, необходимо кадровое омоложение, хотя позитивный перелом в молодежной политике в институте уже наметился: сейчас у нас 35 молодых ученых и аспирантов в возрасте до 33 лет. При этом, как и везде, существует «провал» среднего возраста — 35–50-летних. Будем целенаправленно искать и приглашать специалистов из других городов и научных центров; недавно «переманили» чету очень перспективных геохимиков — кандидатов наук среднего возраста из Питера. А молодежь для себя будем готовить сами. Поэтому считаю актуальной организацию в рамках естественнонаучного института в нашем новом УрФУ департамента рационального природопользования со специализациями «геохимия», «геэкология» и др. Этот департамент предполагается создать по образу и подобию геологических факультетов Московского и Санкт-Петербургского университетов, где готовят современных специалистов в области наук о Земле, которым читают достаточно сложные курсы типа изотопной геохимии и квантовой химии минералов. В оптимальном варианте департамент рационального природопользования мог бы быть создан на базе геолого-геофизического факультета Уральского горно-геологического университета, куда в 1957 году был передан геологический факультет УрГУ, с привлечением ресурсов трех екатеринбургских академических институтов геологического профиля. Такая вузовско-академическая интеграция позволит воспитать на Среднем Урале новые геологические кадры, способные решать как фундаментальные проблемы геологии, так и практические задачи по расширению минерально-сырьевой базы региона, по разработке технологий рационального природопользования и формированию нового геоэкологического мышления в обществе. Без сомнения, до формирования департамента в УрФУ продолжим работать с Уральским горно-геологическим университетом, где по определению готовят чисто инженерные кадры, будем индивидуально работать с каждым студентом, который планирует идти к нам в институт.
 

— Человеку творческому, действующему ученому нелегко стать администратором, ведь неизбежно приходится от чего-то отказываться. А вам как далось решение пойти на выборы?
 

— Решение далось, конечно, нелегко, было много сомнений, но коллектив поверил мне, и поэтому нужно работать и учиться получать удовольствие от этой работы. При этом я глубоко уверен, что в Академии наук ни на каком административном посту, в особенности на директорском, нельзя ограничиваться лишь одной научно-организационной деятельностью. Сейчас у меня в институте очень трудный переходной период — вхожу в проблемы и принимаю дела у Виктора Алексеевича Коротеева, поэтому пока в науке удается сделать мало. Надеюсь, что в будущем станет легче; я не собираюсь отказываться ни от научной, ни от педагогической работы. Приносить себя в жертву как научного работника совершенно нет необходимости: если правильно распределить основные направления работы, сформировать команду единомышленников, можно найти время и для собственных полноценных исследовательских занятий. Несмотря на трудности, свои научные планы на этот год мне не хотелось бы менять: сейчас активно работаю, правда, в основном только дома по вечерам над монографией «Кристаллохимия и физика радиационно-термических эффектов в уран-торий-содержащих минералах как основа для их химического датирования»; планирую закончить ее к концу этого года. Мне очень интересно заниматься со студентами, работать с небольшой группой магистрантов, вести с ними семинарские занятия, проводить эксперименты, обсуждать результаты. Общение с молодежью совершенно необходимо для поддержания творческой формы.
 

А завершилась наша беседа с новым директором Института геологии и геохимии замечательной экскурсией: в его кабинете хранится целая коллекция написанных им в разное время картин. От живописи Сергей Леонидович отказываться тоже не собирается, еще раз подтверждая известную истину: чем напряженнее жизнь, тем она плодотворнее.
 


Беседовала Е. ПОНИЗОВКИНА
 

 

На фото:

 

Коллектив лаборатории.

коллектив лаборатории.

 

 

Аспирант С. Главатских у электронного сканирующего микроскопа.

Аспирант С. Главатских у электронного сканирующего микроскопа.



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Июль 2011 г. № 16-17 (1042)

28.07.11

 Рейтинг ресурсов