Сульфидные месторождения океана: будущее не за горами

 

 

В июле — сентябре 2011 г. при финансовой поддержке Уральского отделения РАН ведущий научный сотрудник лаборатории минералогии рудогенеза Института минералогии УрО РАН, кандидат геолого-минералогических наук Ирина Мелекесцева во второй раз принимала участие в рейсе научно-исследовательского судна «Профессор Логачев» (репортаж о прошлой экспедиции см. «Наука Урала», № 22 (956), сентябрь 2007 г.). Публикуем обзор научных результатов рейса.
 

 

Летом 2011 г. произошло событие, выдвинувшее Российскую Федерацию в лидеры по изучению современных сульфидных руд Атлантического океана. В июле Международный орган по морскому дну (МОМД) при ООН, базирующийся на острове Ямайка, подписал заявку от РФ на исследование глубоководных полиметаллических сульфидов (ГПС) и их последующую добычу (http://www.rosnedra.com/article/4977.html). Заявочный район включает 100 блоков размером приблизительно 10х10 км. Согласно Правилам МОМД в дальнейшем последовательно в два этапа должен проводиться отказ от части блоков. Первый отказ от 50 блоков должен произойти не позднее, чем через восемь лет исследований, второй отказ еще от 25 блоков — к концу десятого года. За это время необходимо выделить наиболее перспективные и экономически выгодные участки для последующей добычи сульфидов.
 

Главной российской организацией, которая проводит изыскательские работы на ГПС в Атлантическом океане, является Полярная морская геологоразведочная экспедиция (Санкт-Петербург, Ломоносов). Начиная с 1993 г. на судне «Профессор Логачев» ПМГРЭ в сотрудничестве с ВНИИОкеангеология (г. Санкт-Петербург) на отрезке 12–20° с.ш. Срединно-Атлантического хребта (САХ) было открыто три рудных узла — Логачев (1993 г.), Ашадзе (2003 г.), Семенов (2007 г.), и три гидротермальных рудных поля — Краснов (2004 г.), Зенит-Виктория (2008 г.) и Петербургское (2010 г.) (Batuev et al., 1995; Beltenev et al., 2004, 2005, 2007, 2009).
 

Обнаружение новых и детализация уже известных гидротермальных полей проводятся с применением комплекса геолого-геофизических методов (информация ниже дана с использованием материалов информационного отчета по 34-му рейсу НИС «Профессор Логачев», 2011 г.):
 

— многолучевого эхолотирования, что позволяет определить общее геоморфологическое строение района работ;
 

— профильной гидролокации бокового обзора с одновременным измерением естественного электрического поля для (первое): получения детального сонографического образа дна в пределах всего района работ, чтобы установить тектонические структуры, с которыми могут быть связаны рудные объекты, а также распространение на дне осадочных и магматических пород, и (второе) — выявления аномалий естественного электрического поля, которые могут служить индикаторами близкого присутствия рудных объектов;
 

— гидрофизическим зондированием с отбором гидрохимических проб для обнаружения аномалий температуры, солености, мутности и химического состава придонных вод, которые могут служить индикаторами близкого присутствия рудных объектов;
 

— отбором донных проб коробчатым пробоотборником (для определения признаков близкого присутствия рудных объектов на основании изучения их химического и минералогического состава) или скальной драгой (для выявления среди горных пород гидротермально-измененных разностей, наличие которых указывает на возможность близкого присутствия рудных объектов);
 

— телевизионным профилированием, чтобы установить в первом приближении форму, размеры и распределение в плане выявленных рудных объектов, а также выполнить мониторинговые экологические исследования состояния донной поверхности и придонной биоты;
 

— донным отбором с использованием телегрейфера для получения крупнообъемных проб полиметаллических сульфидных руд на выявленных рудных объектах.
 

Результатом использования всех названных геолого-геофизических методов в 34-м рейсе НИС «Профессор Логачев», осуществленном уже под эгидой заявки на исследование ГПС, стало открытие нового гидротермального поля в районе 13°20' с.ш. САХ. В честь четырех участниц рейса по имени Ирина, имевших непосредственное отношение к открытию объекта и описанию его руд, поле получило название Ириновское (http://www.rosnedra.com/article/4977.html).
 

Гидротермальное поле находится в северо-восточной части подводной горы, расположенной в западном борту рифтовой долины. Гора имеет сложное геологическое строение с участием серпентинизированных ультрамафитов, и в настоящий момент рассматривается как структура типа детачмент (от англ. detachment), то есть местом, где масштабный выход ультрамафитов на морское дно осуществляется по полого падающему разлому [McLeod et al., 2010]. К подобным структурам выходов глубинных пород на морское дно вне зон трансформных разломов приурочены также такие гидротермальные поля, как Логачев, Ашадзе, Семенов [Smith et al., 2006, 2008; McLeod et al., 2010]. Во время очередного рейса на поле Ириновское драгированы гидротермально-измененные базальты и долериты с прожилково-вкрапленной сульфидной минерализацией. На рудном поле было предварительно оконтурено два рудных тела, а также выделен перспективный участок на обнаружение ГПС к северо-западу от гидротермального поля.
 

В задачи автора этой статьи входило описание сульфидного материала, поднятого с гидротермального поля. Изучение руд и отбор образов для последующий исследований проводились в рамках проекта президиума РАН № 17 «Минералогия и геохимия сульфидных отложений мезозойского и современного океанов (сравнительный анализ)» (руководитель доктор геолого-минералогических наук В.В. Масленников) и гранта Президента РФ для молодых кандидатов наук МК-485.2011.5 «Эволюция гидротермальных систем колчеданных и золоторудных месторождений в мафит-ультрамафитовых комплексах Южного Урала, Западной Тувы и Центральной Атлантики» (руководитель кандидат геолого-минералогических наук И.Ю. Мелекесцева).
 

Текстурное изучение на борту судна образцов различных гидротермальных образований поля Ириновское с применением рудно-фациального и сравнительного анализов с опубликованными данными по многочисленным гидротермальным полям Мирового океана, позволяет говорить о существовании развитой гидротермальной системы в районе 13°20' с.ш., неактивной в настоящее время, которая содержит:
 

— относительно свежие трубы «черных» и «белых» курильщиков и массивные медные и медно-цинково-колчеданные руды на рудном теле 1, характерные для центральных частей сульфидных холмов (см. фото);
 

Относительно свежие трубы «черных» и «белых» курильщиков и массивные медные и медно-цинково-колчеданные руды на рудном теле 1, характерные для центральных частей сульфидных холмов.

 

— сильно окисленные сросшиеся трубы «черных курильщиков» на рудном теле 2, которые образовались раньше, чем трубы на рудном теле 1;
 

— массивные серноколчеданные руды, отлагающиеся на флангах сульфидных холмов;
 

— сульфидные брекчии, свидетельствующие о процессах разрушения рудных тел;
 

— прожилково-вкрапленную сульфидную минерализацию в гидротермально-измененных вулканических породах, представляющую штокверковую часть системы;
 

— гидротермальные опаловые образования, показывающие существование низкотемпературной деятельности на флангах гидротермальных полей;
 

— корки гидроксидов железа с минералами марганца и атакамитом, образованных в результате субмаринного окисления сульфидных руд.
 

Главными практическими задачами последующего камерального изучения руд станут детальный текстурно-структурный и минералогический анализы сульфидных руд на микроуровне, выявление минералов-концентраторов благородных металлов, а также определение «ценности» сульфидных руд на уровне элементов-примесей, что, например, необходимо для практического использования серноколчеданных руд.
 

В заключении хотелось бы отметить, что жизнь в каюте на борту научно-исследовательского судна — почти райская по сравнению с полевыми сезонами в тайге, а работа с современными сульфидными рудами посреди Атлантического океана — это бесценный опыт и необходимое звено в понимании процессов образования колчеданных месторождений на континентах.
 

Хотелось бы выразить огромную благодарность начальнику Океанской партии ПМГРЭ В.Н. Иванову и начальнику второй половины 34-го рейса В.Е. Бельтеневу за возможность непосредственного участия в исследовании ГПС на борту НИС «Профессор Логачев»; начальнику геологического отряда И.И. Рождественской и всем его членам — за доброжелательное отношение и чрезвычайно плодотворное сотрудничество в ходе работ. И, конечно, проведение рейса было бы невозможно без слаженной работы команды НИС «Профессор Логачев» под руководством капитана В.Н. Пиденко.
 

НИС «Профессор Логачев».

 


И.Ю. МЕЛЕКЕСЦЕВА,
Институт минералогии УрО РАН, г. Миасс
 



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Октябрь 2011 г. № 24 (1047)

08.11.11

 Рейтинг ресурсов