В помощь инноваторам |
В прошлом году в Свердловской области был
создан так называемый Инфраструктурный ХАБ, предоставляющий полный спектр
сервисов на всех стадиях реализации бизнес-проектов. Одним из приоритетов
его деятельности стала поддержка инновационных проектов. Мы встретились с
Максимом Годовых, руководителем Инфраструктурного ХАБа, чтобы поговорить о
возможностях развития и коммерциализации инноваций.
—
Максим Викторович, какую поддержку со стороны государства могут получить
сегодня инноваторы?
— В каких сферах экономики, как правило,
инициируются новаторские решения?
— Сферы бизнеса — самые разные. Традиционно,
много проектов для медицины, поскольку в нашей области существует серьезная
школа подготовки специалистов этой сферы. Также активно представлены
разработки в сферы IT — эти проекты наиболее просто реализовать, потому что
на IT-стартап не требуются десятков миллионов рублей, нужны лишь помещение,
компьютеры и хорошие мозги. Кроме того, много проектов в сфере металлургии и
металлообработки, поскольку это специфика нашего региона. Всего же мы сейчас
ведем порядка 650 проектов.
— В чем специфика вашей работы с учеными?
— Специфика, безусловно, есть. Ученые в отличие
от предпринимателей сами не придут за поддержкой в инновационный центр. Наши
сотрудники «вручную» пытаются вытащить на поверхность проекты, которые можно
коммерциализировать, — приезжают в НИИ, встречаются, объясняют, предлагают.
За год обошли более десятка институтов, и сегодня каждый пятый поддержанный
инновационный проект родился в недрах НИИ. Нашли, например, проект повышения
эффективности работы доменных воздухонагревателей за счет внедрения системы
оптимального управления с современной математической моделью. Автор получил
грант, на эти средства был доработан прототип системы. Сейчас уже идут
переговоры с потребителями.
Мне кажется, ученые очень часто сомневаются в
успехе коммерциализации своих разработок. Скорее всего, причина недоверия
заключается в отсутствии кооперационных связей между наукой и производством.
На Уральском инновационном форуме, который мы проводили в сентябре, шла речь
о том, что заказов от промышленников практически нет. С другой стороны, у
предприятий нет доверия к отечественным разработкам, по крайней мере, пока
они не прошли испытания.
Как восстановить связь науки и бизнеса? На том
же форуме говорилось о необходимости проведения отраслевых встреч между
разработчиками и крупными промышленными предприятиями. Ближайшая встреча
пройдет 25 ноября, информация есть на сайте инновационныйцентр.рф. Попробуем
пойти от обратного: приносите технологии, а мы попытаемся найти предприятия.
— Что вы можете посоветовать ученым, если
возникнет желание сделать из разработки бизнес?
— Не стесняться обращаться за государственной
поддержкой. Сегодня есть возможность получить значительную помощь, и опыт
многих реализованных проектов это доказывает.
Кроме того, механизм достаточно прост. Проект
заявляется на краш-тест, после которого получает экспертное заключение и
первичные рекомендации по видам поддержки. В комиссии на краш-тесте часто
присутствуют отраслевые эксперты, например, из институтов Академии наук. На
этапе краш-теста эксперты еще не отбирают проекты, они лишь оценивают их и
дают свои советы.
Затем инициатор проекта может подать заявку на
грант по созданию инновационного предприятия или на компенсацию расходов, на
финансирование патента или изготовление прототипа продукции, ознакомиться с
планом мероприятий по продвижению. На том этапе, когда принимается решение о
финансировании, проект должен соответствовать ряду критериев, прописанных в
положениях: новизна, востребованность, коммерциализуемость, наличие команды
и т.д.
— Есть ли какие-то типичные ошибки, которые
мешают получить финансирование или реализовать свой проект?
— Первая ошибка — отсутствие команды для
реализации проекта. Тот, кто умеет изобретать, не умеет руководить
предприятием. Есть руководитель, но нет исполнителя, который будет
заниматься финансами, продажами и т. д. Разработчик вполне может, например,
кооперироваться с действующими предпринимателями и вместе реализовывать
проект.
Следующая ошибка — элементарное неумение
составлять и считать бизнес-план. Кроме того, пока вы прорабатываете проект,
вы еще десятки раз внесете изменения в выбранную стратегию.
Далее, немногие умеют представлять свои
проекты. Презентации в лучшем случае похожи на рекламные обращения: наша
продукция лучше всех. Хотя инвесторы говорят на совсем другом языке —
рентабельность, срок окупаемости, срок возврата инвестиций.
— Но вы же и сами проводите обучение
инноваторов?
— Мы специально разработали Школу управляющих
инновационными проектами, обучили бесплатно уже более 500 человек и
продолжаем это делать. Причем пригласили лучших специалистов — из Академии
народного хозяйства, УрФУ, Высшей экономической школы, Института фондового
рынка и т.д.
— Максим Викторович, последний вопрос —
какие проекты уже реализованы и выпущены на рынок?
— Их сотни, даже не знаю, с каких начать.
Рентгенодиагностическое оборудование, которое дает возможность снизить дозу
облучения в десятки раз, аппарат для ингаляции, позволяющий сократить расход
ксенона, проект по переработке красных шламов, переработка совтола, новые
программные продукты, платформы для обеспечения интернет-видеосвязи… Кстати,
можно зайти на сайт — там есть информация о поддержанных проектах.
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Октябрь 2011 г. № 24 (1047) |
07.11.11