Дайджест

«Черная смерть» раскрывает карты

Впервые удалось восстановить геном бактерии, которая вызвала эпидемию бубонной чумы в 1347–1351 гг. и едва не превратила Европу в безжизненную пустошь. Буквально за несколько лет от «черной смерти» погибло 50 млн человек — почти половина населения Европы. Различные штаммы этой болезни и сегодня убивают около двух тысяч человек в год. Для изучения были использованы массовые захоронения жертв чумы, найденные в Восточном Смитфильде (Англия). Группе исследователей во главе с Йоханнесом Краузе из Тюбингенского университета (ФРГ) вначале пришлось разработать методику надежного различения древней ДНК и современной (чтобы исключить загрязнение образцов). Затем эксперты выделили фрагменты ДНК Yersinia pestis (чумной палочки), прочитали около 99% генома и сравнили его с современными штаммами. Исследователям пока не ясно, почему древняя версия была столь смертоносной и почему похожие на нее современные штаммы менее вирулентны. Может быть, «черная смерть» унесла так много жизней по климатическим причинам: стояли холодные и влажные годы, иммунитет был ослаблен. Скорее всего, эпидемия оставила в живых только тех, кто обладал лучшим врожденным иммунитетом, оказав эволюционное воздействие на человечество.

Мухи стали жить дольше

Ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе сумели продлить жизнь плодовым мушкам. Исследователи идентифицировали ген PGC-1, отвечающий за активность митохондрий — «энергетических станций» клеток. Повышая активность этого гена в различных клетках и тканях мушек, они обнаружили, что подобное воздействие на ткани пищеварительного тракта заметно увеличивает срок жизни насекомых — на 50 процентов. Это позволило ученым сделать любопытный вывод о влиянии состояния кишечника на весь организм. Ген PGC-1 активирует митохондрии и регулирует митохондриальную активность у млекопитающих и мух и может стать эффективным средством в борьбе с возрастными заболеваниями. Никто пока не знает, что вызывает старение на клеточном или тканевом уровне. Последние исследования основаны на предположении, что по мере старения наши митохондрии становятся менее эффективными и менее активными, что влечет за собой угнетение других клеточных функций.

По материалам «Nature» и «Science Daily»