Илья Будницкий: "Чтобы лист отпечатался в лаве..."

 

 

Илья Будницкий.Без сомнения, в поэзии Илья Будницкий выбрал путь созерцателя. Его лирический герой изначально всем существом обращен вовне, но если говорить точнее — захвачен не бегом событий, а как бы фрагментами живописных ландшафтов…С годами, с увеличением массива написанного фрагменты эти начинают складываться в стройную картину мира, мира удивительного (без этого ведь и не стоило бы говорить о поэте). Итак, созерцание и саморастворение в том, что наблюдаешь «в падении на грань метаморфозы». Единая и великая Метаморфоза существования для поэта — это, с одной стороны, природа (ее цикличность, богатство метафор и взаимосвязей с жизнью человека), а с другой стороны — история, что вершится примерно по тем же законам: в повторяемости, предсказуемости — и непоправимость, и в тоже время некий «запас прочности», залог бессмертия, если угодно.

Однако объективность и достоверность описания увиденного — еще не суть таланта созерцателя. В стихах Ильи Будницкого мир открыт чувствам и более того — одухотворен. Причем одухотворен в реальном времени, в обыденном существовании. Автор не расцвечивает увиденное, но открывает нам подлинную, неотчуждаемую красоту людей, вещей, явлений — красоту самого принципа бытия, благодаря чему
 

Любой отрезок полотна, любой предмет на грани
Вкусил бессмертия сполна и замер меж мирами.
 

Таким образом человек (и автор, и герой стихов) не может остаться «за рамой картины», он всегда — в единстве с природой, со временем, с личной и родовой, общечеловеческой памятью. «На каждую судьбу находится ребенок», каждому дню и шагу есть высшее оправдание — в нашей любви и нашем мужестве; и счастье — может быть, как раз в том, что
 

…кажется блаженной и короткой
Дистанция меж запахом, глотком,
Узором на бокале, осязаньем…
 


Е. ИЗВАРИНА
 

 


* * *
 

Расскажи о другой переправе,
Где за деньги оставят в живых,
Чтобы лист отпечатался в лаве,
И на пажитях наших кривых
Прорастали среди глинозёма
Одуванчик, багульник, осот,
Словно лодку баюкала сома, —
На другом берегу повезёт.

Расскажи, как ты шёл по болоту,
Об огнях, о реке в камышах,
Выпь тянула тоскливую ноту,
И лежала, что кровь на ножах,
Грязь на вёслах, —
                       земной отпечаток,
Капля влаги скатилась за край,
Говори, будь протяжен
                       и краток, —
Только имени не называй...
 


* * *
 

Где каменные бабы на курганах,
С тяжёлым ликом,
                        плоскости под стать,
Чьё чрево тяжко
                       плодом великанов,
Во взгляде вечность
                       пробует зиять,
Но дальше равнодушия
                      не смеет —
Всё зелено, земля полна руном,
Как только что расцветшая
                      камея —
Что было небом, —
                     обернулось дном,
И на холмах не время отдохнуло,
Не кочевая память умерла —
Негромкая мелодия вздохнула,
И отлетела, как перо орла.
 


* **
 

Я нынче осенью богат! —
Хрустальной хрупкостью
                                              прозрачен
Мой тихий опустевший сад —
Ни птиц, ни листьев — всё иначе —
Всё сделано, завершено,
Перекипело, обмелело —
Уже разбросано зерно,
А прошлогоднее истлело.
Рисунок скуп — во всём расчёт
Дожить до зимнего покоя,
Но в этот сад меня влечёт,
Как будто я плыву рекою
И вот он, остров! — Се предел
Скитаний и потерь напрасных —
Я сам не знал, чего хотел,
Но воздух осени бесстрастный
Потребовал всего огня —
Сегодня осень у меня…
 

 

ГОРА КАЧКАНАР

Кому полцарства за коня,
                       кому не нужен конь,
Не хочешь дыма без огня —
                       торфяники не тронь,
Не лезь в болото без сапог
                       и в сапогах не лезь,
Ты не лиса и колобок,
                       они бывали здесь,
А я смотрел на перевал
                       то летом, то зимой,
И мой рассудок пировал,
                       взлетая по прямой,
Но лес шумит по сторонам,
                       и я в ином краю
Зову кусты по именам
                       и о камнях пою.
У мха надежные друзья —
                       песчаник и гранит,
Иному вырасти нельзя,
                       но север мох хранит,
И выплывает из осок,
                       ольхи и валунов
Гора, чей гребень невысок,
                       моя гора из снов,
Над ней то тучи, то снега,
                      то полная луна,
У ней кедровы берега,
                     она ничья жена.
Держи отрогами простор,
                     да много ли возьму? —
Не затерялся до сих пор,
                     не вытаял в дыму…
 


* * *
 

Горсть песка, утонувшая в море,
Превращается в рыб,
В медной лампе
                        любитель историй
Покидает Магриб,
Ищет джиннию — медноволоса,
Не скрывает лица,
Обращается в Карлика-Носа,
Ждёт товаром — купца,
Самобранка, дуда, невидимка, —
Отзовись, покажись,
Над сосудом волнуется дымка,
Убавляется жизнь, —
Берегись исполненья желаний,
Расставаний и встреч, —
На песке проявляются грани,
Как из музыки — речь,
Только много её, этой пены,
Человеческой хны,
Слышишь, джинния? —
                        наши измены —
Наважденья и сны... —
Нет — не устрица,
                        просто ракушка,
Не песок — жемчуга,
Пену слов в лёд сбивает лягушка,
Превращаясь в снега...

 

* * *
 

А ты знаешь — сегодня на ужин,
Кроме слов о любви, ничего, —
вот и славно, я нынче простужен,
И любовь исцелит от всего!
Так что ты говори, дорогая,
Или пой, или тихо играй —
Я сторонник домашнего рая,
Для чего мне придуманный рай?
Что такое земная обида? —
Это тень, наваждение, тлен,
Исчезающая Атлантида,
Выцветающий гобелен.
Ничего… мы действительно живы.
Я могу дотянуться рукой
Сквозь пространство,
                         где нет перспективы
До тебя, мой блаженный покой.
Я опять прислоняюсь к коленям
И целую прозрачную кисть.
Мы уже ничего не изменим,
И какая в измене корысть…
 


* * *
 

Вот и оставлена позади
Большая половина.
Хочешь — забвением награди —
Все погребла лавина.
Осыпи, камень, земля, песок,
Толще слои, грубее —
Так обрывается наш бросок,
Но не любовь плебея
К нимфе, голубке, ночной струне,
Ласточке, озорнице,
Ныне живущей на стороне,
Не на моей странице.
Ныне летящей вовне. Во мгле
Ясно увижу вспышку —
Это вираж на одном крыле,
Ангел, тоскующий по земле,
Золушкой в золоте, не в золе,
Ты совершишь, малышка.
Ты приближаешься и обвал —
Тает, темница тает.
То что я прятал и сокрывал —
Вырвалось и летает!
Дети! — мы все до конца своих
Дней будем только дети.
Лодка рассчитана на двоих,
Так же как все на свете.
 


* * *
 

...И ты не думай обо мне…
Всё так, что лучше не бывает,
Огонь горит, собака лает,
Снег падает и снова тает,
И нет следов по целине…
Одна загадка для больного —
Начать сначала, но смолчав! —
И позже всех находим слово,
Когда и места нет живого,
Для исцеления врача.
О времена! — Какие люди —
Как время весело бежит,
Ломаются и меч и щит,
А мрамор холод сокрушит…
Никто здесь никого не судит.
Как просто быть наедине
С самим собой в начале года,
Ценить оттенки небосвода,
Шаги от выхода до входа…
...И ты не думай обо мне.
 


г. Екатеринбург
 



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Декабрь 2011 г. № 27-28 (1049)

12.12.11

 Рейтинг ресурсов