Дайджест

ЦЕРН подтвердил скорость нейтрино

В сентябре этого года ученые ЦЕРНА опубликовали результаты испытаний, показавших, что субатомные частицы могут двигаться со скоростью, превышающей скорость света. Естественно, столь серьезное открытие вызвало недоверие научного сообщества, и ЦЕРН принял решение повторить эксперимент с большей точностью. На этот раз пучки протонов, которые используются для генерации нейтрино, чтобы свести погрешность измерений к минимуму, сделали длительностью порядка 1 наносекунды. Участники эксперимента OPERA и сотрудники лаборатории Гран-Сассо — авторы невероятных результатов — заявляют, что на этот раз ошибка исключена. Тем не менее, в прессе уже появились статьи с критикой повторного эксперимента. Дважды подтвержденная способность субатомных частиц опережать скорость света может поставить под сомнение теорию относительности Энштейна, а значит и правильность развития физической науки на протяжении целого столетия. Самыми смелыми предположениями в свете этого открытия стали идеи о возможности использования невидимых нам измерений и осуществления частицами путешествий во времени. В 2012 году группы ученых, работающих над другими проектами в той же лаборатории Гран-Сассо, приступят к проверке результатов физиков OPERA. Независимую проверку намерены также провести ученые из США и Японии.

По материалам Nature подготовила М. БЫЧКОВА