Skip to Content

ДВА СЕЗОНА ГРИБУШИНСКИХ АССАМБЛЕЙ

В марте 2004 г. в газете «Наука Урала» № 8 под названием «Сто вечеров» был размещен материал об историко-культурной составляющей деятельности Пермского научного центра УрО РАН (ныне ФИЦ УрО РАН). Поводом тогда послужил своеобразный юбилей — сотый музыкальный вечер в отреставрированном историческом особняке, памятнике архитектуры «Дом Грибушина». С тех пор число музыкальных вечеров перевалило за двести. А с октября 2015 г. концерты камерной классической музыки стали неотъемлемой частью нового инициативного проекта «Грибушинские ассамблеи в ПНЦ УрО РАН».
Вечера, проходящие в рамках Грибушинских ассамблей, объединяют два основных события: научно-популярный доклад или сообщение и концертную программу, эмоционально и содержательно связанную с научной частью вечера. По существу это симбиоз двух существующих около 25 лет самостоятельных направлений деятельности ПНЦ УрО РАН: науки и музыкального искусства. Стремясь представить науку в «светском» варианте, инициаторы проекта — ведущий специалист ПНЦ УрО РАН, кандидат физико-математических наук Анастасия Вотинова и автор этих строк, продюсер концертных программ в музыкальной гостиной, опираются на мысли выдающихся отечественных ученых. Одна из таких «путеводных звезд» — академик В.И. Вернадский. А высказывание М.В. Ломоносова «Науки художествам путь показывают, художества происхождение наук ускоряют» легло в основу концепции Грибушинских ассамблей.
История ассамблей в России связана с общественными реформами Петра I. Они были привнесены в социальную жизнь русского общества как «вольные собрания не только для забавы, но и для дела» через специальные указы и с подробным описанием правил поведения. После смерти Петра Великого ассамблеи, введенные почти насильно и «поперек» привычного патриархального уклада, долгое время не проводились, но способствовали  развитию культуры балов в России, а также появлению вкуса к светской жизни и публичному проведению досуга. По мнению историков, целью Петра I было создание универсальной формы, сочетавшей развлечения с просветительскими и коммуникативными акциями, дополнявшими и взаимодействовавшими друг с другом.
Инициативный проект «Грибушинские ассамблеи» открывает широкие возможности для знакомства с актуальными идеями и бесценным научным опытом пермских ученых и одновременно с искусством самых талантливых пермских исполнителей. Темы и программы не повторяются, каждый вечер эксклюзивен. К примеру, доклад члена-корреспондента А.В. Черных «Пермь: этническое измерение» (на фото внизу страницы) соотносился с программой из вокальных сочинений, в основе которых — узнаваемые интонационно-ритмические комплексы, сложившиеся в той или иной национальной музыкальной культуре. Концертную программу специально для этого вечера подготовил ведущий солист Пермской оперы, обладатель выразительного и гибкого голоса Михаил Наумов (бас, на фото слева). А тема другого вечера, посвященного эпохе русского ренессанса — «Пространство модерна» — получила роскошное музыкальное оформление из произведений композиторов Серебряного века С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского в исполнении блестящего молодого пианиста, лауреата международных конкурсов Вячеслава Ронжина (Пермь — Москва, на фото вверху страницы). Такой формат проведения вечеров создает синергетический эффект, усиливающий воздействие интеллекта и эмоций, — звучащее пространство, в котором время будто застыло. Как и в былые времена, музыкальная гостиная Дома Грибушина поражает изысканным лепным декором, роскошным орнаментом паркета и безупречной акустикой.
Культурные традиции старинного купеческого особняка, построенного на рубеже XIX и XX столетий, ко многому обязывают, так как складывались они с мощным посылом в будущее. Грибушины, крупные предприниматели и меценаты, были большими любителями музыки. На роскошных приемах в духе ассамблей она была главным «угощением». Поэтому неудивительно, что хозяин дома Сергей Михайлович Грибушин, неплохо игравший на рояле, и его младший брат Николай Михайлович, окончивший Санкт-Петербургскую консерваторию по классу скрипки, стали инициаторами создания в Перми первого на Урале отделения Императорского русского музыкального общества. Произошло это в 1908 г. при единодушной поддержке Пермской городской думы, что позволило перейти от частных уроков к систематическому музыкальному образованию.
На вечерах у Грибушиных часто исполнялись музыкально-поэтические композиции, тон которых задавал актер и архитектор, душа пермского общества А.Б. Турчевич. Имя этого выдающегося уральского зодчего связано с короткой и яркой эпохой модерна в России. По его проектам на Урале построено около 150 культовых и гражданских зданий. К сожалению, судьба многих из них печальна, но даже по тем постройкам, что сохранились, можно изучать эволюцию стиля модерн на Урале.
Особое место в наследии Турчевича занимает Дом Грибушина. Он вошел в историю не только российской, но и мировой архитектуры (Всеобщая история архитектуры в 12 томах. М.,1972. Т.10. С.127). В.Е. Звагельская, исследователь архитектуры (г. Екатеринбург), неоднократно писала о том, что «по богатству палитры декоративных средств модерна, по высокой художественной ценности даже второстепенных деталей особняк Грибушина не имеет себе равных среди круга городских особняков Урала». А на федеральном канале DOM.lenta.ru особняк Грибушина в единственном числе представляет город Пермь в фотогалерее «Архитектурные символы российских городов-миллионников».
За 120 лет существования особняк пережил короткий и блистательный период, затем тяжелые 70 лет постепенного разрушения. Второе рождение состоялось 25 лет тому назад, когда Пермский НЦ УрО РАН осуществил уникальную научную реставрацию исторического здания. Словно невидимый мост был переброшен от прошлого к будущему, от смелого предпринимательства — к современной науке, от пышных приемов — к продуманной культурной политике. Нематериальный потенциал Дома Грибушина и связанный с ним огромный пласт исторической информации дают импульс к непрерывному творческому развитию, в том числе культуры камерного исполнительства. Самые яркие события последних лет — цикл из 10 вечеров под общим названием «Лики модерна», посвященный А.Б. Турчевичу, и постановки трех камерных опер в рамках городского фестиваля «Музыка старинных особняков».
Инициативный проект «Грибушинские ассамблеи» значительно расширяет горизонты просветительской деятельности и музыкального творчества, способствуя тем самым обновлению культурных традиций. Если еще совсем недавно успех концертной программы зависел в основном от мастерства исполнителей, то на вечерах Грибушинских ассамблей не меньшее значение имеет личность ученого, его культурный кругозор, умение общаться с публикой. Ярким примером синергетического объединения науки и музыкального искусства стал вечер «Эксклюзивные коллекции академика Ирины Борисовны Ившиной». Региональная профилированная коллекция алканотрофных микроорганизмов создавалась ею и ее коллегами годами напряженного исследовательского труда и в настоящее время признана национальным достоянием (подробно об этом можно прочитать в «Науке Урала», 2017, №9–10). Что это за микроорганизмы и почему необходимо для безопасности страны иметь их обширную коллекцию — об этом речь шла в первой части вечера. В концертной части И.Б. Ившина была уже не докладчиком, а соавтором уникальной программы, составленной из пережившей блокаду Ленинграда семейной нотной коллекции. Не только для слушателей, но и для исполнителей это стало открытием нового пласта музыки, сто лет назад популярной и любимой, а потом почти совершенно забытой. «Озвучена» лишь небольшая часть коллекции, но даже такое легкое прикосновение к ней дает возможность почувствовать дыхание навсегда ушедшей эпохи. Кстати, прозвучавшие на этом вечере произведения вошли в концертный репертуар исполнителей.
Два сезона Грибушинских ассамблей в Пермском ФИЦ УрО РАН — опыт пока  небольшой. Каким образом мотивировать людей на диалог и совместное размышление, на какие темы есть общественный запрос? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, надо продолжить проект. Открытие третьего сезона намечено на октябрь нынешнего года. Свое участие в Грибушинских ассамблеях подтвердили доктор геолого-минералогических наук А.Ф. Сметанников («Благородные металлы в солях Верхнекамского месторождения»), кандидат технических наук Г.Ф. Масич («Вычислительные сети в науке»), кандидат исторических наук В.С. Ковин («Визуализация выбора: современное состояние наглядной предвыборной агитации в России»), кандидат экономических наук И.П. Огородов («Экология питания и сознания»).
Людмила Корж, руководитель проекта «Грибушинские ассамблеи».
 
  
Выступление солистки Пермской оперы Елены Галеевой 
 
Доклад члена-корреспондента А.В. Черных «Пермь: этническое измерение»
 
 
Год: 
2017
Месяц: 
август
Номер выпуска: 
15
Абсолютный номер: 
1160
Изменено 05.09.2017 - 16:52


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47