Skip to Content

КАК НЕ РАСЧЕЛОВЕЧИТЬ ЧЕЛОВЕКА?

«Человек и общество: итоги и перспективы взаимодействия» — тема очередного заседания Евразийского научно-исследовательского института человека» была сформулировано достаточно общо. Участникам предлагалось оценить 10-летнюю деятельность ЕНИИЧ и, возможно, вчерне обозначить программу будущих заседаний.  «Какие направления в развитии научного знания о человеке и обогащении общественного сознания гуманитарной культурой представляются вам наиболее актуальными? Какие цели следует иметь в виду, двигаясь в этих направлениях?..» — вопросы пресс-релиза круглого стола определили стиль выступлений, затрагивавших, как правило, общие вопросы, стратегию будущего.
С большим приветственным словом выступил Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий (на фото внизу). Институт человека он оценила как «то, что живет, действует и приносит хорошие плоды». В гуманитарной сфере православная церковь озабочена главным образом вопросами нравственности. «Нравственный закон, — подчеркнул митрополит, — действует в каждом человеке. Нам важно его сохранить и приумножить. И в России, и во всем  мире общество переживает нравственный кризис, и мы не можем пройти мимо. Отступление от нравственного закона — искажение мировоззрения, патология осознанного восприятия действительности. Идет расчеловечивание человека — подмена нравственных ценностей приземленными, сугубо материальными». Стремление же сохранить укорененные в сознании основы морали — в этом, по словам архиепископа, «и есть смысл жизни человека, это нас объединяет». Близким по духу к этим призывам стало сообщение Л.Б. Гапоненко (Уральский институт ГПС МЧС России).
С первым докладом «Человек как предмет познания: главные аспекты» выступил кандидат философских наук, писатель, публицист В.П. Лукьянин (фото в центре), предварительно охарактеризовавший свои взгляды как полностью атеистические, но в отношении задач «человековедения» — вряд ли противоположные позиции Церкви. Он подчеркнул сложность — интуитивность, многозначность — самого подхода к определению человека. Однако, «все проблемы, которые решает наука — это, так или иначе, проблемы человека. Но есть еще и специальные проблемы человека. «Человеческое» вообще, что это?.. Мы рождаемся не людьми, но возможностью человека, далее — учимся, социализируемся и т.д. Каждый из нас — воплощение некоей человеческой сути, которая существует изначально и уйдет в будущее уже без нас. В этом и заключается бессмертие человека. Каждый из нас обогащает этот поток, человеческую субстанцию… Мы ответственны перед всем прошлым и перед всем будущим. Проблемы человека как ответственной части человечества — вот что сейчас мало изучается, либо игнорируется, тогда как много делается, чтобы расколоть общество по известному принципу «разделяй и властвуй»».
Доклад кандидата экономических наук, директора Института менеджмента и информационных технологий УрГЭУ А.Ю. Коковихина «Сотрудник и организация: от лояльности к вовлеченности» по контрасту с предыдущими выступлениями представлял собой анализ методов и результатов реализации конкретного исследовательского проекта — изучения взаимодействия человека и социума в рамках корпоративных отношений на промышленном предприятии (Первоуральском филиале Челябинского трубопрокатного завода). Существует шкала степеней лояльности сотрудника, от высшей степени — «вовлеченности» до «вредительства» на противоположном полюсе. Удовлетворение, лояльность, вовлеченность каждого члена коллектива обеспечивают рост производительности труда в целом. Ученые УрГЭУ провели социологические опросы, по их результатам созываются конференции и семинары, на которых обсуждаются проблемы организации производства в части условий труда, качества жизни, карьеры, вознаграждений, обратной связи с персоналом, репутации компании и т.д. В результате реализуемых программ поднялась доходность предприятия — научный подход к развитию человеческого капитала принес реальные плоды. Как показывают опросы, на сегодняшний день вовлеченность работников в наибольшей степени реализуется в сфере IT.
По существу, начиная с приветствия митрополита Викентия, большинство выступлений так или иначе касались вопросов воспитания и социализации молодежи, то есть, трансформаций внутреннего мира человека на пороге взрослой жизни. Зачастую гуманитарное знание не предупреждает, но с трудом противостоит вызовам современности. В своем докладе «Цифровая социализация молодежи: междисциплинарная исследовательская проблема и новое поле воспитательной деятельности» доктор педагогических наук Н.О. Вербицкая (Уральский государственный лесотехнический университет) настаивала на необходимости (как для исследователей, так и вообще для «взрослых») всеми путями «осваивать» цифровое, виртуальное пространство, в котором сегодня практически «живут» подростки и молодежь. Подсчитано, что на «перемещения» во всемирной паутине молодой человек в России в среднем тратит 9 часов в день. По словам докладчика, «виртуальный мир сегодня приобретает системные черты, для молодого человека он привлекательнее реального (за счет доступности, управляемости, сенсорной яркости и т.д.)». Такая привлекательность ведет к зависимости, но, конечно, есть и аргументы «за», в частности — расширение познавательных и коммуникативных возможностей. «Это междисциплинарная проблема, — заключила Н.О. Вербицкая, — среда для наших исследований. Сегодня нужно нечто вроде «экспедиции» внутрь этого пространства — надо понять, что в нем происходит, как в нем формируются нравственные ценности и т.д.». «Как вернуть молодежь в реальное пространство из виртуального? — продолжил тему профессор УрФУ С.В. Рыбаков (на верхнем фото), — Правильно ли мы сами ведем себя и действуем в своем «взрослом» мире?». Он подчеркнул роль семьи, учебных заведений в социализации молодежи. Важно вернуть приоритет воспитательных задач: «Надо воспитывать борца на благо общества и государства, а не потребителя. Ведь собственно прогресс — это и есть совершенствование человека, и не надо его фетишизировать отдельно от человека. Развивать высокие технологии должна молодежь — но об этом также должно позаботиться гуманитарное знание». Доктор философских наук, профессор Уральского государственного медицинского университета В.М. Князев сформулировал тему своего выступления как «Путь молодого человека к духовной идентичности в пространстве постмодерна». Главное, по его мнению, «не что есть человек, а как быть человеком сейчас, в эпоху постмодерна. …Наше коммуникационно-информационное общество  — общество, где нередко «хвост виляет собакой» (общественной жизнью может управлять малозначительный информационный повод), и состояние постмодерна есть по преимуществу состояние ситуативности… Хотелось бы стремиться к радикальному гуманизму: отстаивать человека не как винтик системы. Вопрос о человеке — это вопрос о Вселенной, о нашем будущем, и он должен решаться с гуманистических позиций».
Помимо задач педагогики «сквозным мотивом» нынешнего заседания стало обсуждение возможностей создания собственного периодического издания Института человека.  
По окончании официальной части многолетние активные участники ЕНИИЧ получили «новогодние подарки» — награды от родственных общественных организаций (см. наш репортаж с ноябрьского заседания – «НУ». 2017, №24).
Евгения Изварина
Фото автора
 
Год: 
2018
Месяц: 
февраль
Номер выпуска: 
4
Абсолютный номер: 
1170
Изменено 27.02.2018 - 11:48


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47