Skip to Content

ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ ТЕАТР?

На очередном заседании Евразийского научно-исследовательского института человека в Уральском государственном экономическом университете театру как виду искусства признавались в любви и говорили о его несомненной важности, вспоминали выдающиеся спектакли и артистов прошлого, рукоплескали показанным коротким театральным зарисовкам. Но по-настоящему серьезный разговор о вызовах, стоящих перед современным российским театром, видимо, еще впереди.
Уже больше десятилетия в России каждый год посвящается определенной теме или событию. В нынешнем году очередь дошла до театра. По всей стране проходят фестивали, обменные гастроли между театрами, образовательные проекты с мастер-классами и лекциями, масштабные региональные форумы и круглые столы. Театральная «лихорадка» постепенно охватывает всех — проигнорировать тему года не смог и Институт человека. «Наша страна, безусловно, театральная. И вот уже почти три столетия у нас гармонично развиваются все виды театрального искусства. Многие из них по своим достижениям уникальны», — такими словами открыл заседание академик Валерий Черешнев.

Так как встреча по формату была заявлена как практическая конференция, оценить разнообразие предлагалось сразу на живых примерах. На сцену дома культуры УрГЭУ с небольшими театральными зарисовками выходили актеры молодежных театров, студенты творческих вузов и школьники. Каждая команда демонстрировала свое понимание театра: трагикомичную пантомиму сменял чувственный современный танец, ритмичные напевы актерских песен — выспренная эффектность оперетт. Палитру дополнили школьный театр и театр на иностранных языках.
Публика, получившая возможность в разгар рабочего дня культурно отдохнуть, щедро одаривала выступавших аплодисментами и время от времени даже выкриками «браво». Дивертисмент действительно удался, но зная немного о закулисье театральной жизни, трудно отделаться от ощущения «обязаловки». Участвуя в такого рода мероприятиях, актеры и режиссеры всеми силами стремятся не забросить основное дело и обойтись «малой кровью». Они либо исполняют многократно обкатанные номера, либо делают что-то наспех и силами неопытных, но бойких дебютантов. И если помнить об этом кулуарном секрете, то все это напоминает тот случай, когда школьника, отличившегося любовью к литературе, отправляют на «табуреточный эшафот» и требуют выразительно прочесть стихи. Подразумевается, что человек, имеющий талант к какому-либо делу, жаждет продемонстрировать его при любом удобном случае.
Видимо, помня об этой изнанке парадных выступлений, приглашенный на заседание в качестве эксперта драматург и режиссер Николай Коляда (фото внизу слева) не стал критически разбирать увиденное и похвалил всех без исключения. В общей же дискуссии он отметил, что, по его мнению, проходящий в России год театра пока пробуксовывает на месте. Не происходит ничего полезного для театра, для людей, в нем работающих. Есть форумы, совещания и собрания, но конкретно для искусства и его деятелей практически ничего не делается. «Это немножко обидно мне и всем, кто работает в театрах», — сказал Коляда.
При этом поддержать служителей Мельпомены может каждый — надо просто купить билеты и сходить в театр. Коляда призвал отбросить стереотипы, сложившиеся о его спектаклях. «Все, что говорят про мой театр, что современная драматургия — это обязательно чернуха, это все придумали журналисты. Придите и сами посмотрите», — добавил режиссер. Коляда-театр недавно провел месячные гастроли в Москве и Петербурге, отыграв больше 70 спектаклей и заработав 12 миллионов рублей. «Я умею считать деньги и могу вас, кстати, этому научить. За время существования театра я купил 17 квартир для артистов, купил автобус. Я вожу труппу из 30–40 человек каждый год куда-то заграницу. Мы, например, уже объездили всю Францию», — похвастался Коляда.
Внести в дискуссию полемичность попробовал кандидат философских наук Валентин Лукьянин, который отметил отсутствие у современного театра внимания к социальным вопросам. «Все-таки мы сегодня видели одну сторону театрального искусства. Человеку интересно играть, петь, плясать. Это для себя, это доставляет удовольствие. И вовсе не факт, что это доставит удовольствие всем окружающим», — высказался Лукьянин. Театр, по его мнению, как социальное явление существует прежде всего для тех, кто приходит в театр. В качестве примера социально ответственного искусства выступающий привел трилогию Олега Ефремова в московском «Современнике» — «Декабристы», «Народовольцы» и «Большевики», — поставленную к 50-летию Октябрьской революции. По наблюдениям Лукьянина, современный же российский театр за последние десятилетия замкнулся в какой-то скорлупе, и это стало главной его проблемой.
Такой вывод слышать было удивительно, учитывая, какие усилия предпринимает в России театр, чтобы догнать ускользающую реальность, зацепиться за современность и высказаться о ней. Да, сегодня мало спектаклей «о большевиках» и масштабных событиях в мировой политике — ракурс сменился. Театр больше интересуют не вехи, он вскрывает проблемы, соразмерные человеку, тревожащие его в повседневной жизни. И убедиться в этом можно, преодолев скепсис и придя в театр.
Уверен, что все собравшиеся на заседание УНИИЧ, конечно, любят театр, но все же любят его не по Белинскому — «всеми силами души, со всем энтузиазмом и со всем исступлением». Наверное, сегодня на такое способны по каким-то причинам немногие, например, Николай Коляда. Но надо не забывать, что театр еще со времен Древней Греции назывался школой жизни, и пропускать уроки этой школы было бы непростительной ошибкой. И здесь совершенно верную мысль высказал ректор УрГЭУ Яков Силин: «Экономический университет готовит руководителей. А теперь представьте руководителя, который игнорирует театр. Знания мы ему дадим. Это, собственно, сегодня уже технология. Но кто это будет? Циник, нигилист и прагматик».
Павел КИЕВ
Фото автора
 
Год: 
2019
Месяц: 
апрель
Номер выпуска: 
8
Абсолютный номер: 
1193
Изменено 30.04.2019 - 14:07


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47