Skip to Content

КУЛЬТУРНЫЕ ЛАНДШАФТЫ ПОМОРЬЯ

В первой половине июля состоялась архитектурно-этнографическая экспедиция научного центра традиционной культуры и музейных практик ФИЦКИА УрО РАН в село Пурнема Онежского района Архангельской области. В ней приняли участие кандидат исторических наук, научный сотрудник Е.В. Хатанзейская и младший научный сотрудник, аспирант А.А. Усов. Уже в течение трех лет сотрудники научного центра изучают исторические поселения Онежского Поморья — обширной части территории Русского Севера, располагающейся на побережье и островах Белого моря. Поморский и Онежский берега еще с XII–XIII веков заселяли новгородские колонисты, занимавшиеся в основном рыбной ловлей и охотой на морского зверя. Здесь сформировался особый субэтнос — поморы, русский вариант морской культуры в Арктике.
Два прошедших года сотрудники научного центра изучали поморские села Ворзогоры и Малошуйка на Поморском берегу, где местные жители до сих пор помнят вековые предания, сохраняют знания и строительные традиции старины. В нынешнем сезоне маршрут исследователей пролегал восточнее, по Онежскому берегу. Целью экспедиции было изучение материальной культуры и духовного наследия исторического поселения Пурнема Онежского района Архангельской области.

Пурнема — это поморское село, протянувшееся почти на 2 км вдоль устья одноименной реки, которая в месте впадения в Белое море отделена от Онежской губы всего лишь полоской песчаной косы. На ней стоит местная священная роща — Кендище. Название села финно-угорское по происхождению и означает «удобный, высокий мыс» или «олений мыс». Главная достопримечательность — культовый ансамбль, состоящий из летней шатровой церкви Николая Чудотворца 1618 года и зимней церкви Рождества Христова с приделом Святого Власия 1860 года, выстроенным по «плану и фасаду». Это один из немногих сохранившихся культовых ансамблей на побережье Белого моря, стоящий в одном ряду с выдающимися храмовыми комплексами в селах Ненокса, Ворзогоры и Малошуйка. До начала XX века в ансамбль входили не только два сохранившихся до наших дней деревянных храма, но и колокольня постройки 1775 года. Вместе они составляли так называемый «тройник» и были настоящим украшением всего побережья. Поморы, люди глубоко практичные, и церкви приспособили для помощи в своем нелегком промысле. Благодаря высокому берегу Никольская церковь, чей устремленный ввысь шатер был виден далеко в море, могла служить и топографическим ориентиром. Однако колокольня, к сожалению, была разобрана в начале 1930-х годов. Сейчас Никольская церковь — памятник архитектуры федерального значения. В 1991 году кооперативом «Квадр» была проведена ее реставрация, и на сегодняшний день ее состояние лучше, чем Христорождественской церкви, которая не включена в реестр объектов культурного наследия. Здесь комплексные реставрационные работы никогда не проводились, и церковь сейчас руинирована: утрачена трапезная, сохранились только кафоликон, алтарный прируб и притвор. Памятнику требуются срочные противоаварийные, консервационные и реставрационные работы.
Местные жители делят село на две части — Верховье и Низ. Границу между ними создала сама природа — глубокий овраг, по дну которого пробегает шумный приток Пурнемы — Ручей. Две части поселения всегда соединялись между собой мостом. В прошлом веке это был массивный деревянный мост «на ряжах» (прямоугольных срубах, венцы бревен в которых не подгоняются вплотную друг к другу), а в 2008 году над остатками старой конструкции протянули подвесной мост.
Поскольку село стоит на высоком берегу, откуда открывается неповторимый вид одновременно на реку, священную рощу и море, все главные фасады домов обращены именно в эту сторону. Обычно крестьяне, живущие на морском побережье, стараются поставить жилище так, чтобы окна избы смотрели «на лето» (на юг), где большую часть дня светит солнце, а хозяйственный двор был обращен к берегу моря, откуда дует холодный ветер. С такой ориентацией домов мы встретились, например, в селе Ворзогоры. Однако в Пурнеме направление на море и на солнце совпадают, объединяя красоту вида с хозяйственной практичностью.
Село до сих пор не утратило старинную застройку: здесь сохранилось большое количество столетних комплексов дома-двора, объединяющих под одной крышей жилые и хозяйственные постройки. Каждый поморский дом, рубленный из сосны, включает в себя две жилых избы на высоких подклетах с большими русскими печами, неотапливаемую клеть-кладовую, двор с хлевом и поветь для хранения сена. Почти все избы находятся в хорошем состоянии, однако жители стараются адаптировать дома-комплексы к нуждам современной жизни. Поэтому нетронутых хозяйственных дворов осталось мало (в частности, из-за уменьшения поголовья скота), многие жилые части обшиты современными материалами. Часть дворов обрезана, перестроена в небольшие сараи или вовсе разрушена. Жилища почти не имеют украшений, внешнего декора, но это лишь усиливает впечатление суровости поморской застройки, хозяева которой летом отдают все силы борьбе с морской стихией, а зимой — с тяжелыми природными условиями.
Кроме больших старинных домов в Пурнеме сохранились и традиционные хозяйственные постройки: старинный амбар-магазея, предназначенный для хранения неделимого фонда зерна на случай стихийных бедствий (памятник архитектуры и градостроительства регионального значения второй половины XIX века), бани, промысловые сооружения (в частности, рыбные амбары), а также инженерные сооружения: ряжевый мост через овраг (фрагменты), мост через реку Пурнема (фрагменты). К сожалению, не дошли до наших дней остатки соляных варниц — в памяти жителей сохранилось лишь место промысловой постройки на морском побережье. Еще в прошлом веке село было способно самостоятельно обеспечить себя всем необходимым: на Низу также стояла кузница и водяная мельница.
Благодаря тому, что село находится на солидном расстоянии от больших городов — до Онеги ехать не менее двух часов, а от Архангельска мы добирались сюда все 4 часа, — оно все еще сохраняет многие черты традиционного уклада жизни, хотя и медленно обрастает дачными коттеджами. Сейчас в Пурнеме прописано 163 постоянных жителя. Почти треть (56 человек) составляют люди пенсионного возраста, зато есть здесь и школьники (12 человек), и дошкольники (7 человек). Это не может не радовать, ведь пока в селе существует школа и рождаются дети, у него есть будущее. Другой залог выживания Пурнемы — колхоз им. «40 лет Октября» (с 2019 г. — филиал «Пурнема» рыболовецкого колхоза им. М.И. Калинина), дающий местным жителям стабильную работу и доход. Трудно переоценить важность колхоза и для исследователей: так, посильная помощь в проведении экспедиции была оказана его председателем Л.П. Кузнецовым. Кроме того, рабочие места предоставляет дизельная электростанция, обеспечивающая село постоянным электричеством (его не было до недавнего времени, как и автомобильной дороги), сельское потребительское общество. Кроме основной средней школы на 9 классов, в селе также есть клуб, библиотека, пекарня, администрация и магазины.
В ходе экспедиционных работ была проведена фотофиксация культурного ландшафта и планировки поселения, обследованы храмовый комплекс, традиционное поморское жилище, хозяйственные, промысловые и инженерные сооружения, выполнено 13 обмеров построек. В процессе работы посещена библиотека и музей поморского быта при пурнемской основной общеобразовательной школе. В дар учреждениям преподнесены книги по деревянной архитектуре А.Б. Пермиловской. Предприняты короткие разведывательные поездки в поморские поселения Лямца и Нижмозеро, которые представляются перспективными для дальнейшего архитектурно-этнографического обследования в 2021 году.
Особенно ценной для нас является серия из 21 этнографического интервью с местными жителями. С каждым годом в Пурнеме остается все меньше людей, помнящих быт, обычаи и предания далекой старины (хотя бы конца XIX века). Со стариками уходит не только память, но и вполне материальные выдающиеся памятники деревянного зодчества Русского Севера. Ведь каждый дом, даже баня и амбар — это не просто постройки, но история, опыт предыдущих поколений, воплощенный и сохраненный в недолговечных конструкциях из дерева. И именно поэтому исследователи должны возвращаться сюда снова и снова, чтобы сберечь хрупкую, нуждающуюся в постоянной охране культуру и природу — составляющих один из уникальных культурных ландшафтов Севера. То, что найдет отражение в научных работах, может быть отмечено органами государственной власти, в силах которой сберечь утрачиваемое и улучшить жизнь местного населения. Материальные предметы, которые в противном случае затеряются на чердаках и в подвалах, сохранить уже в наших собственных силах. Так, для этнографической коллекции центра было приобретено 14 экспонатов, отражающих быт крестьян Онежского Поморья. В том числе: кичига (орудие для обмолота семян льна), творило (форма для производства сырцовых кирпичей), суковатка (поморская удочка) и др.
Каждая экспедиция в исторические поселения Русского Севера — это полноценное погружение в тот удивительный мир, что не передадут ни одна статья, монография или красочный альбом. Прикоснуться к срубу храма, которому исполнилось несколько веков, вдохнуть в себя воздух северной деревни, встретить закат, отраженный в десятках окон старинных домов, услышать подлинные истории из уст коренных жителей — все это по-настоящему вдохновляет и превращает работу в призвание. Русский Север велик, и нужна не одна жизнь, чтобы постичь его. А вот чтобы влюбиться раз и навсегда, достаточно буквально одного дня...
Экспедиция проводилась в рамках выполнения государственного задания по научной теме «Комплексное исследование формирования и трансформации историко-культурного наследия в этно-социальной динамике Европейского Севера и Арктики», № гос. регистрации — АААА-А18-118012390220-3 (рук. доктор культурологии, действительный член Академии Архитектурного Наследия А.Б. Пермиловская). Исследование опирается на авторские методики А.Б. Пермиловской: архитектурно-этнографическое обследование памятников деревянного зодчества и рассмотрение исторических поселений как объектов культурного наследия.
А.А. Усов, младший научный сотрудник научного центра традиционной культуры и музейных практик ФИЦКИА УрО РАН
На фото: с. 10 вверху — устье р. Пурнема при впадении
в Белое море;
в центре — в музее поморского быта с учителем-краеведом Д.А. Дерябиным; внизу — комплекс дома-двора А.Е. Бровкова, конец XIX — начало XX вв., с. Пурнема (Низ);
сю 11 — культовый архитектурный ансамбль с. Пурнема: зимняя церковь Рождества Христова с приделом Святого Власия (1860), летняя шатровая церковь Николая Чудотворца (1618).
 
Год: 
2020
Месяц: 
август
Номер выпуска: 
15-16
Абсолютный номер: 
1217
Изменено 31.08.2020 - 17:08


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47