Skip to Content

САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ОНЕЖСКОГО ПОМОРЬЯ

В июле состоялась седьмая архитектурно-этнографическая экспедиция Научного центра традиционной культуры и музейных практик ФИЦКИА УрО РАН в Онежский район Архангельской области. В результате проведенных работ было комплексно обследовано два старинных поморских поселения: с. Пурнема и д. Лямца. Напомним, что центр занимается исследованием народной традиционной культуры, деревянного зодчества и этнографии Онежского Поморья с 2018 г. Помимо сбора исторического, архивного материала экспедициями ведется фотофиксация и обмер памятников деревянного зодчества. Методически исследования опираются на разработки доктора культурологии А.Н. Пермиловской, включающие архитектурно-этнографическое обследование памятников деревянного зодчества и рассмотрение исторических поселений как объектов культурного наследия. Изучение сельских исторических поселений Онежского Поморья направлено на включение регионального культурного наследия в повседневную жизнь местного населения, формирования благоприятной среды их существования, возможности развития здесь научного и экотуризма, культурных индустрий, малого бизнеса, появления новых рабочих мест для поморов с целью обеспечения устойчивого развития территории Арктической зоны России.
Село Пурнема с прилегающими деревнями — пример сохранения уникального северного и арктического природно-культурного ландшафта поселений — уже изучалось в 2020 году, однако из-за большой площади поселений, их разбросанности и труднодоступности территорий, большого количества объектов традиционной архитектуры и уникальности природно-культурного ландшафта было принято решение вернуться сюда в этом году. Здесь расположен культовый ансамбль XVII–XIX вв. Никольская церковь (1618) — самый древний деревянный шатровый храм беломорского побережья. Благодаря высоте постройки в 32 метра она долгое время служила ориентиром для проходящих мимо кораблей.
В исторической памяти местного населения сохранилась легенда о строительстве храма: «Однажды в Пурнему Никола Чудотворец во льду приехал. Его увезли в Горбатиху, и он опять приехал. Икона Николая Чудотворца была в пустом карбасе, выброшенном морем на берег». Поморское побережье имело множество храмов, возведенных в честь Николая. Неслучайно поговорка гласит: «От Холмогор до Колы — 33 Николы». Дни чествования Николы совпадали с народно-хозяйственным и промысловым календарем, к нему приурочивались многие артельные обычаи и праздники. Никольская церковь относится к типу храмов «восьмерик на четверике» с просторной галереей-папертью. В месте перехода четверика в восьмерик установлены изящные декоративные кокошники с прорезными гребнями на коньках килей. Мощный шатер расположен на прочном основании, рубленном «в ряж».

По словам местных жителей, на побережье и островах залива когда-то стояло множество деревянных крестов, используемых поморами в навигации, однако до настоящего времени они не сохранились.
Деревня Нижмозеро является примером поморского поселения, удаленного от моря — оно расположено в труднодоступной живописной местности и посреди трех больших озер: Унского, Кяндского и Пурнемского.
Местные поморы жили, прежде всего, за счет рыбного и зверобойного промысла, в меньшей степени полагаясь на сельское хозяйство. Здесь выращивали рожь, ячмень, коноплю, овес, горох, картофель, репу. Жилая архитектура этих сельских поселений представлена большими комплексами дома-двора, где избы и хозяйственные помещения размещены под одной общей крышей. Постройки аскетичны в декоре, но выделяются монолитностью объемов и лаконичностью пропорций. Хозяйственный постройки, в свою очередь, обнаруживают преемственность плотницких традиций северных зодчих вплоть до конца XX в. В целом конструктивные особенности дома, тип крестьянской усадьбы и поселения демонстрируют в предметно-пространственном воплощении особый образ жизни русского человека в суровой лесной и морской зоне и приспособления его к местному субарктическому климату.
Поморье — это особый регион Русского Севера, где представлен своеобразный вариант морской культуры в Арктике. Традиционное зодчество Поморья исторически выступает в качестве адаптивного механизма в обеспечении комфортной организации жизни населения. Архитектурные постройки отражают черты материальной культуры, специфические для каждого народа, что позволяет рассматривать их в качестве этномаркеров. Наши исследования показали, что высокий адаптационный потенциал поморов и система жизнеобеспечения была заимствована у местного населения (финно-угров), но адаптационная модель духовного освоения принадлежала системе православия. Сакральное пространство Поморья формировалось православной архитектурой, мировоззренческое содержание которое и стало стабилизирующим фактором адаптации.
В ходе экспедиции было опрошено 14 информантов, выполнено 15 обмеров памятников культовой, жилой и хозяйственной архитектуры, приобретено 3 новых ценных этнографических экспоната для планируемой музейной экспозиции научного центра по традиционной культуре поморов, в том числе плотницкий топор с фирменным клеймом, деревянные грабли и коса-горбуша.
А. Пермиловская,
А. Усов
 
Год: 
2021
Месяц: 
август
Номер выпуска: 
15-16
Абсолютный номер: 
1236
Изменено 30.08.2021 - 17:30


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47