Март в Кембридже


Окончание. Начало в № 12

Библиотеки

Потрясающее впечатление произвели на меня библиотеки Кембриджа. Даже при простой прогулке по городу взгляд то и дело натыкался на бесконечные книжные полки практически в каждом окне. Главная научная библиотека университета занимает почти целый квартал и к ней пристраивается новый корпус. Каждый департамент или институт имеет свою библиотеку, все они полностью компьютеризированы, с каждого монитора есть доступ к каталогам и системе «Science-direct». По электронной почте всем пользователям библиотеки того же Департамента наук о Земле рассылается дважды в месяц специальный бюллетень новых поступлений со списком статей, опубликованных сотрудниками в тех или иных журналах.

Я был в библиотеке Технического университета в Берлине, в библиотеке Германской геологической службы в Ганновере, сейчас — Кембридж. И каждый раз это позволяло существенно пополнить свою личную библиотеку и библиотеку сотрудников лаборатории ксероксами статей, а в последние годы и электронными версиями. Из Ганновера я привез около 350 статей, сейчас — почти 400.

Наметившаяся в последние годы в Уральском отделении тенденция к увеличению финансирования статьи «научное оборудование» — это прекрасно, но также необходимо и резкое расширение доступной нам базы электронных западных журналов. Может быть, следовало бы раз в несколько лет направлять повышенное финансирование и в эту область? И сделать доступ к таким  ресурсам бесплатным.

Кроме того, учитывая, что часть западных (особенно американских) журналов все же отсутствует в прямом доступе и в электронной библиотеке Кембриджа, мне удалось сделать еще и около 10 кг (тут уже счет на килограммы) ксерокопий статей и из них. Все они были отправлены без каких-либо проблем по почте за счет департамента на мое имя в Екатеринбург, и вот здесь-то с посылкой произошел казус — таможня потребовала  декларировать посылку и долго изучала ее содержимое.

Всего библиотека департамента получает около 70 периодических изданий и множество книг со всего мира, однако свежей российской геологической периодики нет. До 1996 г. несколько отечественных геологических журналов еще присылались, но после создания издательства «Наука/Интерпериодика» русские и переводные версии журналов исчезли. Хотя послать очередной номер журнала в Кембридж или оформить его обмен на аналогичное кембриджское издание не составляет труда. Стоимость же подписки на переводные версии столь велика, что, скажем, на такой солидный журнал, как «Стратиграфия. Геологическая корреляция» во всем мире подписывается не боле 15 библиотек. Это делает любую информацию по отечественной геологии практически недоступной для западных коллег. Будучи же заместителем главного редактора журнала «Литосфера», я испытываю законную гордость от того, что все наши экземпляры в библиотеке Департамента наук о Земле Кембриджского университета присутствуют и, как говорят англичане, будут храниться здесь вечно — порука тому 796 лет истории университета.

Но это современные веяния, а вот просто пролистать уже давно недоступные нам номера «Chemical Geology», «Journal of Sedimentary Research» или «AAPG Bulletin» — это ни с чем не сравнимое блаженство. Перелистываешь пахнущие краской страницы, вчитываешься в абстракты и статьи, видишь незнакомые, но очень многообещающие ссылки и сразу можешь найти их в других журналах на соседних полках … и так до бесконечности. Однако и в Кембридже есть проблемы, особенно в связи со стремительным ростом стоимости твердых копий журналов. Сейчас обсуждается вопрос о переходе только на электронную подписку.      

Кроме упомянутых, есть еще общеуниверситетская библиотека научной периодики, в которой собраны многопрофильные журналы, такие, как «Доклады РАН». Число получаемых здесь со всего света журналов составляет более 400 наименований (!!!).  


Образование

Обо всей системе высшего геологического образования в Кембридже мне судить трудно. Можно только сказать, что собственно лекции весьма насыщены фактическим материалом, но не перегружены мелочами. Профессора и лекторы предпочитают давать общий обзор проблем и тех или иных крупных вопросов, отсылая интересующихся к списку дополнительной литературы, без прочтения которого сдать экзамен практически невозможно. Аудитории оборудованы несколькими слайд- и медиапроекторами, а также оверхедами, к которым прикреплены рулоны прозрачной пленки. Это своего рода доска, на которой пишут специальными фломастерами.

Геологию, как одну из естественно-научных дисциплин, могут слушать и те, кто предполагает в ней далее специализироваться, и биологи, и студенты других специальностей. Большинство из них к концу первого курса еще слабо представляют, что это такое. И вот тут огромную роль играет первая учебная практика в юго-западной Шотландии.   

В рамках поездки мне удалось побывать на такой практике (7 дней) на острове Арран, расположенном между юго-западной Шотландией и Ирландией. Поскольку в нынешнем году я стал вести авторский курс в нашей Горной академии, было интересно взглянуть на этот процесс в другой стране. Остров Арран — это примерно то, чем для многих наших центральных геологических вузов долгое время оставался Крым. Параллельно с нами здесь проходили практику студенты еще по меньшей мере трех английских университетов.               

Геология острова достаточно проста и определялась развитием каледонского складчатого пояса. Большинство обнажений расположено в узкой прибрежной зоне, и при их осмотре необходимо учитывать фазы прилива. Почти все обнажения великолепно отпрепарированы морем. Каждый слоек, штрих структуры и текстуры пород наглядно подчеркнут, и уж если видишь крупную эоловую косую слоистость в отложениях New Red Sandstone, то она представлена во всех трех плоскостях. Поразительное впечатление оставили мощные полого залегающие полностью отпрепарированные силлы базальтов со столбчатой отдельностью до 20–25 м высотой в окрестностях мыса Друмадуун. На их вершинах викинги устраивали свои наблюдательные посты. Совершенно нереально выглядели обсидиановые дайки с характерной флюидальностью, внедрившиеся в дайки базальтов. На южном побережье острова насчитывается до 100–120 параллельных даек, маркирующих эпизод прохождения Британских островов над горячей точкой. За 7 дней я отснял больше 5 фотопленок с текстурами осадочных пород девона, карбона, триаса и перми.

Сама практика состояла из учебных маршрутов, во время которых преподаватели объясняли все нюансы каждого обнажения. А потом демонстраторы (аспиранты, уже неоднократно бывавшие на Арране) вместе с преподавателями дотошно, стараясь не пропустить ни одного студента, показывали это на конкретных образцах. После каждого учебного маршрута (заканчивавшегося в 17.00) студенты еще два часа занимались камеральными работами, потом, после ужина (до 22.00) происходило обсуждение увиденного днем, и команды по 3–4 человека делали импровизированные сообщения. Казалось бы, трудолюбивый студент должен уже с ног валиться. Но не тут-то было — уже через несколько минут вся эта молодежь покидала отель и направлялась в ближайшие пабы.    


Люди

Имеющийся у нас стереотип среднего англичанина не нуждается в пояснениях. Однако, еще Владимир Осипов, известный советский журналист-международник, долгие годы проработавший в Британии, показал, что средних англичан нет, а каждый конкретный человек, если присмотреться, весьма далек от этого мифа. То же сейчас делает и Фекла Толстая на радио «Эхо Москвы».

Итак, они не улыбаются тебе на улице, как американцы, но если ты был представлен один раз кому-то в колледже — приветствие и улыбка тебе гарантированы. Говорят, англичанам свойственна предусмотрительность, но пример знакомого мне студента, Тома Мастилла, бывшего у нас в прошлом году на практике на Среднем Урале (см. «Науку Урала» № 20 за 2003 г.) показывает, что и безрассудность или что-то в этом роде им тоже присущи.               

Отец Тома, лорд Мастилл, принимавший нас с Димой Гражданкиным в один из вечеров дома, совершенно спокойно разгуливал по комнатам босиком с бокалом вина и слегка подтрунивал над сыном, который с гордостью показывал гостям фотографии найденных на реке Сылвице дикинсоний, построенные по ним реконструкции и «курсовую презентацию» этих материалов, только что защищенную с высокой оценкой. Эти материалы вошли составной частью в нашу статью, представленную в «Доклады РАН».               

Самуил Маршак писал: «Люблю англичан — каждый третий из них чудак». И это, наверное, действительно так. Как-то в столовой мы заметили человека в совершенно новых кроссовках и белой рубашке с громадными дырами подмышками. «Не удивлюсь, если это профессор какого-либо колледжа» — сказал Дима. Я не очень поверил, но вскоре увидел этого человека, выходящим из Библиотеки периодической литературы, той самой, где я впервые в жизни увидел толстенные экземпляры Cumulative Book Index (по-русски — индекса цитирования).

Да, здесь не принято громко говорить, но если обычным считается и отсутствие жестикулирования, то с этим я согласиться не могу. Жестикулируют, и еще как! И чувства показывают и проявляют.

Общая подготовка студентов, которых я наблюдал на Арране, оставляла желать лучшего, но большинство из них дотошно вникали во все детали строения обнажений, и количество желающих специализироваться в области геологии на втором курсе возросло. Для департамента это не только люди, но и деньги, что немаловажно в условиях довольно жесткой конкуренции.

А вот одну из типичных для англичан черт, о которой писал и В. Осипов, способность помочь или предложить свою помощь без раздумий, я испытал на себе, когда потерял группу из 50 человек. Водитель первой же машины, увидевший мою поднятую руку, остановился и без долгих разговоров подбросил до ближайшей деревни, привел в отель и договорился с барменом о звонке в наш отель.


Первая церковь Кембриджа, XI век. Фото А. Маслова.

Вид на Кингс-колледж. Фото А. Маслова.


А. Маслов,
зам. директора ИГГ УрО РАН,
доктор геолого-минералогических наук
На фото автора: первая церковь Кембриджа, XI век;
вид на Кингс-колледж (почти кадр из фильма «Гарри Поттер»).



 

17.06.04

 Рейтинг ресурсов