Космические мощности Миасса

 
 

Ученые УрО РАН и государственный ракетный центр «КБ имени академика В.П. Макеева» заключили соглашение о сотрудничестве.

 

Последнее перед летними отпусками заседание президиума УрО РАН 29–30 июня было выездным и проходило в городе Миассе, в Государственном ракетном центре «КБ имени академика В.П. Макеева». Место его проведения выбрано не случайно. Около двух лет назад главный конструктор центра доктор технических наук В.Г. Дегтярь выступил на президиуме с докладом о своей работе (см., например, «Науку Урала», март 2003 года, № 7), тогда и родилась идея более обстоятельной встречи, чтобы ближе познакомиться и точнее определить программу взаимодействия. Ведь, как в очередной раз напомнил председатель УрО РАН академик В.А. Черешнев, созданный в советские годы оборонный комплекс Урала уникален, составляет огромную, неотъемлемую часть технологического и научного потенциала региона, сотрудничество с ним было и остается приоритетом для академических НИИ.


 



 

…Автомобильная дорога от Екатеринбурга до Миасса занимает часа три и лежит через места, отражающие все великолепие и проблемы этого края. С одной стороны — редкой чистоты челябинские озера, Касли, город мастеров художественного литья, с другой — убийственный пейзаж Карабаша, превращенный промышленностью в безжизненную лунную пустыню, где-то рядом — уникальное атомное предприятие «Маяк» и села, пострадавшие после радиационной аварии в пятидесятые годы. Все это — наша гордость и наша история, накопленные ей противоречия надо разрешать, чтобы строить нормальное будущее. Биография Миасса, расположенного рядом с Ильменским заповедником и протянувшегося на десятки километров почти до берега озера Тургояк, также непроста и разнообразна. Происхождением своим город обязан медеплавильному заводу, основанному в 1773 году. Позже здесь нашли золото, которое добывают до сих пор. Во время Великой Отечественной в Миассе на базе эвакуированных цехов московского автозавода был построен Уральский автомобильный завод, сначала делавший грузовики ЗИС-5, перевозившие снаряды и знаменитые «Катюши», а потом прославивший собственную марку «Урал». Новый этап в развитии города предопределила начавшаяся холодная война. В 1959 году в его северную часть из соседнего Златоуста было переведено сверхсекретное конструкторское бюро машиностроения, созданное в 1947 году при участии Сергея Павловича Королева. Началось строительство цехов и поселка, ставшего основой современного машгородка. С самого начала бюро выполняло сугубо оборонные задания, связанные с созданием ракетного комплекса страны. Первым из них была подготовка к производству ракеты Р-1, советского аналога немецкой ФАУ-2. Постепенно коллектив обрастал собственными инженерными и научными «мышцами», ему становились по силам все более сложные задачи. Со временем четко определилось главное направление работы: ракеты морского и подводного базирования, а девизом стала фраза, которой руководствуются вот уже несколько поколений макеевцев: «Из морских глубин — в глубины космоса». За ее пафосом стоят более чем конкретные дела. Итог полувековой деятельности КБ и его смежников — разработка и создание трех поколений ракетных комплексов, семи базовых ракет и тринадцати их модификаций, составляющих основу морских стратегических ядерных сил СССР и современной России. Сегодня ГРЦ — головной разработчик ракетных комплексов стратегического назначения с баллистическими ракетами подводных лодок.
 

Бюст академика В.М. Макеева в Миассе.   Захватывающую историю отечественного морского ракетостроения, еще недавно полностью засекреченную, гостям из Екатеринбурга замечательно рассказал один из старейших сотрудников ГРЦ, а ныне хранитель его музея Владимир Владимирович Войцехович. Музей, как и сама история, впечатляет: многие его экспонаты, беспрецедентные образцы научной и технологической мысли (не случайно американцы назвали некоторые шедеврами), без преувеличения повлияли на судьбы мира. На стенах — портреты людей, причастных к их созданию, имена говорят сами за себя: академики С.П. Королев, А.А. Александров, М.В. Келдыш, Н.А. Семихатов, Е.И. Забабахин, другие, рядом — адмиралы, командующие отечественным флотом. И все же центральной фигурой музея, и не только его, остается фигура академика Виктора Петровича Макеева, отца школы морского ракетостроения, лауреата Ленинской и трех Государственных премий, дважды Героя социалистического труда. Один из лучших учеников С.П. Королева, он приехал на Урал в 1955 году и тридцать лет бессменно руководил КБ, ныне носящим его имя. В ГРЦ все проникнуто памятью о нем, сотрудники бережно ухаживают за его кабинетом, одна из главных улиц Миасса названа проспектом Макеева, что в высшей степени справедливо: влияние лидера-основателя, его интеллекта, меры ответственности здесь будет ощущаться всегда. Это не раз подчеркивал в ходе встречи его преемник Владимир Григорьевич Дегтярь.
 

В технической мощи макеевского центра гости смогли убедиться воочию, во время экскурсии по предприятию, точнее, по его «испытательной» части. Прежде всего она поражает масштабами. Почти все здесь большое: горизонтальные и вертикальные гидродинамические трубы, огромный бассейн с рельсами и шахтами для ракет, вакуумно-динамический стенд — гигантская башня высотой почти в восемьдесят метров и внутренним диаметром в десять, где ракеты реально разделяются на ступени. Но размеры испытательных стендов определяются размерами испытываемой продукции, они — не самое удивительное. Гораздо важнее, как это все работает. Как на суше смоделировать ситуацию моря со всеми ее особенностями, чтобы максимально надежно отладить сложное и небезопасное оборудование? Как на Земле просчитать поведение тела, летящего в космическом пространстве? Макеевцы нашли убедительные варианты ответов на эти труднейшие вопросы. Так, в названных гидродинамических трубах, где вода перемещается со скоростью 30 метров в секунду, в принципе можно испытывать все, что в воде движется. По словам специалистов, аналогов в мире нет. Стенд-башня позволяет фиксировать с отделившейся ракетной ступени больше 400 различных параметров, при этом 3 секунды она находится в состоянии невесомости, оставаясь после испытания целой и невредимой. Похоже, в миасском ГРЦ для рождения морских боевых ракет созданы все мыслимые удобства. Однако время не стоит на месте, «холодная» война позади. И хотя оборонная работа остается актуальной, в ГРЦ давно и всерьез занимаются мирной продукцией, причем делают это весьма обстоятельно, как привыкли. В одном из цехов нам показали длинные пластмассовые лопасти для ветроэнергетической установки, которая здесь собирается. Но малая энергетика — лишь одно из направлений разработки «гражданской» продукции, каталог которой, подаренный гостям, занимает около ста страниц. Тут пожарная техника и транспорт, оборудование для нефтеперерабатывающей промышленности и сельского хозяйства, медицинские приборы, ручной гидроинструмент, информационные технологии и связь, узлы из композиционных материалов, а также высококвалифицированные инженерно-конструкторские услуги. К несомненным своим удачам в центре относят подготовку и освоение серийного производства трамвайного вагона «Спектр-1» на заводе «Уралтрансмаш» (Екатеринбург), выпуск пожарного подъемника АКП-50, другие «мирные» работы.
 

Наконец, в рамках конверсии ГРЦ активно участвует в программах Российского авиационно-космического агентства. В разных стадиях разработки находятся ракеты-носители для мирного использования, стартующие как традиционным способом (из шахты подводной лодки, из наземной пусковой установки), так и с поверхности моря, надводного корабля или самолета из самых сложных районов. ГРЦ участвует в создании и самостоятельно создает малые космические аппараты, имеет лицензию на их запуск. В частности, екатеринбургской делегации показали процесс «доводки» созданного совместно с российскими партнерами, а также коллегами из Польши, Украины, Германии сейсмологического спутника «Компас», с помощью которого можно точнее предсказывать землетрясения. Первый вариант «Компаса» уже запущен с космодрома «Байконур». На основе военных моделей здесь разработаны уникальные ракетно-космические комплексы «Волна», «Штиль», «Прибой», «Рикша», «Уренгой», осуществляются новые, проекты, в том числе совместные с зарубежными странами.
 


* * *
 

…Впечатления от посещения макеевского ГРЦ у екатеринбургских академических ученых — самые лучшие. Ничего подобного по масштабам и специфике они еще не видели. Это подчеркнул, открывая заседание президиума 30 июня, председатель УрО РАН академик В.А. Черешнев. Достойно всяких похвал качество научной составляющей здешних разработок. Кстати, сегодня центр, выживший и сохранивший кадры в самое трудное для «оборонки» время (об этом говорил, приветствуя участников заседания, начальник отдела оборонной промышленности администрации Челябинской области В.Г. Сурнин) делает ставку на молодежь, новое поколение талантливых конструкторов и исследователей. Каждый год сюда приходят около 60 молодых специалистов, у которых есть перспектива в самых разных областях творчества от математики до материаловедения. Регулярно здесь проводятся научно-практические конференции, где идет интенсивный обмен накопленными знаниями и опытом. Однако расширяющийся спектр деятельности, растущие требования к продукции в условиях рынка — при том, что каждое изделие ГРЦ практически является «ноу-хау» — требуют все более глубокой фундаментальной проработки. И тут интеллектуальные возможности институтов РАН в соединении с силами макеевцев могут дать и уже дают втройне качественный результат. О точках соприкосновения, о том, что уже делается и что можно сделать вместе еще, шла речь в прозвучавших докладах.
 

Председатель Удмуртского научного центра, директор Института прикладной механики академик А.М. Липанов, много лет участвующий в создании ракетной техники, рассказал об истории ракетостроения в стране, о его возрастающей роли в народном хозяйстве. Без ракет невозможно выведение на околоземную орбиту спутников, а спутники — основа современной связи, телевидения, картографирования и многого другого. Накопленный опыт позволяет создавать весьма совершенные летательные аппараты. Однако уровень теоретических исследований при отработке новых образцов ракетной техники крайне низок. В частности, практически все этапы создания ракетного двигателя основаны на эксперименте, что очень дорого и занимает много времени. По мнению докладчика, необходимо и можно разрабатывать методы математического моделирования этих этапов, что должно существенно ускорить и удешевить процесс.
 

Академик В.М. Счастливцев (Институт физики металлов УрО РАН) представил возможности возглавляемой им лаборатории по изучению структуры и свойств сталей и сплавов, конкретно — необычного поведения тех марок, которые применяются в авиационной и ракетной технике. Ученые знают, как сохранить и умножить их механические свойства, предотвратить нежелательные последствия при эксплуатации. В свою очередь, директор Института высокотемпературной электрохимии доктор химических наук В.А. Хохлов поделился опытом создания на основе фундаментальных исследований физико- и электрохимических процессов в расплавленных и твердых электролитах перспективных технологий создания новых материалов и покрытий с заданными свойствами. Материалы эти успешно противостоят коррозии, окислению, имеют повышенную износостойкость, механическую прочность. У многих технологий нет аналогов, они защищены авторскими свидетельствами, патентами и вполне могут пригодиться ракетостроителям.
 

Доклад директора Института экономики УрО РАН члена-корреспондента А.И. Татаркина был посвящен теме диверсификации (от латинского diversificatio — изменение, разнообразие) предприятий оборонного и конкретно ракетно-космического комплекса страны. Перемен не избежать, но, к сожалению, попытка реализовать координированную программу конверсии, в создании которой принимал участие и Институт экономики, не удалась. Между тем государственный спрос на оборонную продукцию объективно падает, к тому же одно из требований Всемирной торговой организации, куда Россия собирается вступить, — сокращение ВПК. В этих условиях, по глубокому убеждению Александра Ивановича, необходима продуманная идеология реформ, федеральная программа развития военно-промышленного комплекса. Надо менять статус оборонных структур, предметно заниматься диверсификацией по всем направлениям. В то же время опросы показывают, что от 65 до 90% «оборонных» руководителей (похоже, руководство КБ им. Макеева не относится к их числу. — А.П.) по-прежнему считают государство своим основным инвестором и потребителем продукции. Такую психологию надо менять.
 

Директор Института горного дела УрО РАН член-корреспондент В.Л. Яковлев поднял важнейшую проблему ликвидации «твердотопливных» ракетных двигателей, металлоотходов стратегических ракет с использованием горных выработок. У горняков есть опыт захоронения и уничтожения опасных для человека и природы материалов и оборудования. Мало того: в ИГД УрО РАН по заданию макеевского центра уже проведен предварительный анализ вероятных способов уничтожения отходов стратегических ракет. Установлено, что это возможно на основе сжигания, подрыва или захоронения с использованием тоннелей, штолен, шахт, скважин большого диаметра, и на Урале для этого есть все условия — естественно, с учетом экономической эффективности и экологической безопасности. Изучение проблемы продолжается в содружестве с Горным институтом Кольского научного центра.
 

Директор Института органической химии УрО РАН, заместитель председателя Отделения академик В.Н. Чарушин подробно рассказал об опыте сотрудничества с КБ им. Макеева екатеринбургских химиков-органиков. Опыт этот уже солиден, включает целый ряд совместных пакетов исследований и будет накапливаться. Кроме того по просьбе коллег из Института химии твердого тела Валерий Николаевич представил разработки, выполненные твердотельщиками по заказу макеевцев.
 

Директор Института математики УрО РАН член-корреспондент В.И. Бердышев четко сформулировал некоторые задачи, которыми занимаются в институте. Среди них — алгоритмическое обеспечение систем высокоточной навигации по геофизическим полям и по образцу цели, построение оптимальных траекторий в задаче обхода препятствий и другие. Такая математика на стыке фундаментального и прикладного начал вполне может быть полезна ракетостроителям. Заместитель директора Института машиноведения доктор технических наук С.В. Смирнов рассказал о разработанной в институте теории поврежденности, позволяющей прогнозировать разрушение и деградацию ряда механических свойств изделий из металла, привел примеры таких прогнозов.
 

И наконец, генеральный конструктор ГРЦ доктор технических наук В.Г. Дегтярь представил развернутую картину перспектив взаимодействия центра с уральской академической наукой. Точек соприкосновения между ними очень много, они включают практически все естественнонаучные области знаний от математики, механики, физики, материаловедения до медицины и экологии. Владимир Григорьевич отметил, что почти каждый институт УрО РАН может стать партнером центра, особенно при благоприятных экономических условиях.
 

В прениях приняли участие директор Института геологии и геохимии академик В.А. Коротеев и заместитель научного руководителя Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института технической физики академик Б.В. Литвинов (г. Снежинск). Виктор Алексеевич призвал к крайней осторожности при выборе территории для ликвидации ракетной техники, напомнив, что некоторые наши ядерные объекты, построенные без должной горно-геологической экспертизы, находятся не на месте. Борис Васильевич, поддержав коллегу, говорил о необходимости согласования действий между «оборонщиками», заметил, что если и дальше работать вразнобой, можно начать выпускать одну и ту же продукцию.
 


* * *
 

…Конкретные положения программы взаимодействия еще дорабатываются, их может быть больше или меньше, они могут меняться — это процесс постоянный и творческий. Но принципиальное соглашение о новом этапе сотрудничества между УрО РАН и ГРЦ «КБ имени академика В.П. Макеева» достигнуто, и оно должно неуклонно выполняться. От имени всей екатеринбургской делегации хотелось бы поблагодарить сотрудников макеевского центра и лично Владимира Григорьевича Дегтяря за в высшей степени радушный прием. Особенно запомнилась прогулка на катере по великолепному озеру Тургояк. Разыгравшаяся гроза не помешала насладиться пейзажами, напротив, придала экскурсии особый шарм. И еще об одном нельзя не сказать. В дни миасской командировки президиума УрО РАН в Москве как раз шло скандальное заседание правительства РФ, на котором некоторые министры подвергли сомнению саму необходимость существования Российской академии наук. Руководители Отделения мгновенно отреагировали на эти сомнения (см. статью «Реформам — здравый смысл!», газета «Поиск» от 8 июля 2005 года, а также предыдущий номер «Науки Урала»). От себя добавим: вряд ли будет полезно и для страны, и для специалистов, если соглашения, подобные миасскому, нарушатся благодаря активности не в меру ретивых реформаторов.
 


Андрей ПОНИЗОВКИН
 


На фото: вверху — бюст академика В.П. Макеева в Миассе.
 


 

Члены президиума у здания ГРЦ.
Члены президиума у здания ГРЦ.
 
В.А. Черешнев и В.Г. Дегтярь.
В.А. Черешнев и В.Г. Дегтярь.
 

 

Ракета — не просто образец, но и этап в жизни коллектива ГРЦ.
Ракета — не просто образец, но и этап в жизни коллектива ГРЦ.

 

Выступает Б.В. Литвинов.
Выступает Б.В. Литвинов.

 

Текст соглашения зачитывает главный ученый секретарь УрО РАН Е.П. Романов.
Текст соглашения зачитывает главный ученый
секретарь УрО РАН Е.П. Романов.

 

 

В музее ГРЦ.
В музее ГРЦ.
 

 

 

09.08.05

 Рейтинг ресурсов