"Золотой" юбилей морского ракетостроения

 
 

Пятьдесят лет назад, 16 сентября 1955 года в Советском Союзе впервые в мире был произведен пуск баллистической ракеты с подводной лодки. Этот день навсегда вошёл в историю нашей страны как день рождения стратегического оружия Военно-морского флота – баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), к созданию которых уральская наука имеет прямое отношение. Недавно «Наука Урала» рассказывала о выездном заседании президиума УрО РАН в Государственном ракетном центре «КБ им.академика В.П.Макеева» (см. № 18 с.г.). Сегодня — слово его главному конструктору, который вспоминает историю.


 



 

В 1945 году в СССР была принята первая послевоенная кораблестроительная программа 1946–1955 годов, которая наряду с большим количеством надводных кораблей предусматривала строительство и сдачу ВМФ 367 подводных лодок. Первой послевоенной дизель-электрической подводной лодкой стала лодка проекта 613, а в 1953 году вошла в строй и большая океанская дизель-электрическая лодка проекта 611, при создании которой отечественные проектировщики использовали опыт германских кораблестроителей.
 

В эти же годы в нашей стране получило развитие принципиально новое мощное оружие — баллистические ракеты. Естественно, встал вопрос о возможности использования этого оружия на флоте. Наиболее целесообразным было признано вооружить им подводные лодки. И вот почему. Внедрение нового оружия открывало новое направление и в подводном кораблестроении, придавая подводным лодкам новое назначение при сохранении их основного свойства — скрытности и неуязвимости. Ранее основным назначением подводных лодок было нанесение торпедных ударов по вражеским кораблям и транспортным судам (вспомним хотя бы подвиги легендарного подводника Второй мировой войны Героя Советского Союза Александра Ивановича Маринеско), а также прикрытие своих конвоев на океанских путях. При вооружении баллистическими ракетами основной задачей подводных лодок становилось нанесение (или угроза нанесения) ударов по военно-морским базам, портам, крупным промышленным и административным центрам противника, расположенным как на побережье, так и в глубине материка.
 

Для реализации этого нового, совсем неизведанного направления в кораблестроении советское правительство утвердило головным предприятием ЦКБ-16 (ныне Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»). Было принято решение применить первую наземную оперативно-тактическую ракету Р-11М на долгохранимом жидком топливе, созданную в подмосковном ОКБ-1 НИИ-88 (ныне ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени академика С.П. Королёва), но в морском исполнении — Р-11ФМ.
 

Ракета Р-11М предназначалась для стрельбы с наземных, фиксированных стартовых установок (площадок). Условия стрельбы с корабля принципиально отличны от наземных, не говоря уже об условиях хранения и обслуживания ракет на подводной лодке. Особо следует подчеркнуть, что реализация стрельбы с «подвижного» и «качающегося» основания являлась очень сложной инженерной задачей как для конструкторов кораблестроителей, так и для ракетчиков.
 

В числе первоочередных стояли также вопросы исследования влияния газовой струи стартующей ракеты на элементы конструкции и жизненно важные устройства подводной лодки (антенны, перископы), расположенные в непосредственной близости от места старта.
В 1954 году (официальное начало работ — январь) были проведены пуски с качающегося стенда, который имитировал бортовую качку и рыскание подводной лодки. Испытания проводились на полигоне «Капустин Яр» (Астраханская область) и завершились положительными результатами.
 

Одна из дизель-электрических подводных лодок проекта 611, заложенная на ленинградском заводе «Судомех», была достроена на заводе № 402, ныне Северном машиностроительном предприятии (г.Северодвинск Архангельской области) по проекту В611. В рубке лодки были оборудованы две диаметрально расположенные пусковые шахты для ракет, стрельба которыми должна была осуществляться с верхнего среза шахты.
 

В начале сентября 1955 года переоборудование, швартовные и ходовые испытания лодки были завершены. Подводная лодка Северного флота с оперативно-тактическим номером «Б-67», которой командовал капитан второго ранга Ф.И. Козлов, была полностью готова к первому ракетному пуску.
 

Ранним утром 16 сентября подводная лодка вышла в море. Несмотря на свою огромную занятость решением ракетно-космических проблем тех лет, Сергей Павлович Королёв лично руководил испытаниями с борта субмарины. Рядом с ним находился главный конструктор лодки Николай Никитич Исанин. Вскоре лодка пришла на стартовую позицию полигона в Белом море. И вот после королевской команды «Пуск» в 17 часов 32 минуты состоялся первый в мире старт баллистической ракеты с подводной лодки. Успешный пуск показал, что морской вариант сухопутной ракеты Р-11ФМ оказался удачным.
 

Так был завершен огромный новаторский труд ракетчиков, кораблестроителей и военных моряков-североморцев по созданию первой морской баллистической ракеты и первой, в то время экспериментальной, подводной лодки-ракетоносца. Два великих конструктора — академики С.П. Королев и Н.Н. Исанин — блестяще выполнили сложнейшую техническую задачу, совершили настоящий научный подвиг, заложив основы создания ракетно-ядерного щита нашей Родины.
 

Завершение разработки ракеты Р-11ФМ, организация ее серийного производства и, как следствие, морское направление ракетостроения были переданы С.П.Королевым своему ученику Виктору Петровичу Макееву, в том же году в тридцатилетнем возрасте назначенному главным конструктором Уральского специального конструкторского бюро (СКБ-385, впоследствии Конструкторское бюро машиностроения, а ныне Государственный ракетный центр «КБ им. академика В.П.Макеева»). Все последующие морские баллистические ракеты и стратегические ракетные комплексы, а также их модификации, принятые на вооружение по 1986 год, созданы под руководством главного (генерального) конструктора академика В.П.Макеева.
 

Первая морская баллистическая ракета Р-11ФМ была принята на вооружение в феврале 1959 года (ракетный комплекс Д-1) и размещена на дизель-электрических подводных лодках проекта АВ611 и проекта 629.
 

Коллективу Конструкторского бюро машиностроения предстояло решить следующую первоочередную задачу морского ракетостроения: реализовать пуск баллистической ракеты из подводного положения ракетоносца, которая была поставлена в опытно-конструкторской разработке ракетного комплекса Д-4 с ракетой Р-21.
 

Были предусмотрены и успешно проведены этапы летно-конструкторских испытаний с плавстенда и экспериментальной подводной лодки, необходимых в связи с главной особенностью морского ракетостроения — подводным стартом. Основной задачей этапов было убедительно доказать безопасность пуска ракет для обитаемого объекта, которым является подводная лодка. Испытания проводились пусками экспериментальных ракет, при этом на плавстенде и экспериментальной подводной лодке воспроизводились натурные условия по ракетной шахте и пусковой установке. Экспериментальная ракета соответствовала штатной по массогабаритным характеристикам, стыкам с пусковой установкой и системами лодки, но отличалась уменьшенным временем работы штатного маршевого двигателя. Время работы определялось из условия воспроизведения и отработки участков движения ракеты в шахте, в воде, на переходном участке «вода-атмосфера» и на начальном воздушном участке полета. Уменьшенное время работы реализовывалось командой от системы управления и дублировалось малым количеством одного из компонентов топлива (окислителя).
 

Основную нагрузку в отработке несли испытания с плавстенда (8 пусков), на котором воспроизводились практически все стартовые условия. Испытания с экспериментальной (проекта 613-3 пуска) и штатной (проекта 629А-1 пуск) подводных лодок продемонстрировали безопасность при старте с движущейся подводной лодки и доказали допустимость перехода к испытаниям ракетного комплекса Д-4 пусками ракет Р-21 с головной подводной лодки проекта 629А. Стрельба производилась из затопленной шахты подводной лодки. Четырехкамерный маршевый двигатель запускался в воздушный объем, образованный кормовой частью ракеты и пусковым столом. В ракете была применена специальная герметизация отсеков, электроразъемов, кабелей и арматуры для исключения попадания морской воды.
 

Положительные результаты летно-конструкторских испытаний с плавстенда и подводных лодок во многом способствовали успешному завершению опытно-конструкторской разработки и принятию на вооружение ВМФ ракетного комплекса Д-4 с баллистическими ракетами Р-21, стартующими из подводного положения дизель-электрических и атомных ракетоносцев.
 

Но это было уже значительно позже, в мае 1963 года.
 

P.S. Когда этот номер газеты готовился к печати, в Санкт-Петербургском союзном проектно-монтажном бюро машиностроения «Малахит» проходила научно-техническая конференция «ХII Макеевские чтения», посвященная 50-летию первого пуска баллистической ракеты с подводной лодки с участием специалистов Государственного ракетного центра «КБ им.академика В.П.Макеева» во главе с его генеральным конструктором В.Г. Дегтярем.
 


Юрий КАВЕРИН,
главный конструктор Государственного ракетного центра
«КБ им.академика В.П.Макеева», доктор технических наук.
 

 

Первый в мире пуск баллистической ракеты Р-11ФМ с подводной лодки проекта 611.
Первый в мире пуск баллистической ракеты Р-11ФМ с подводной лодки проекта 611.
Первая морская баллистическая ракета Р -11ФМ (ракетный комплекс Д-1).
Первая морская баллистическая ракета
Р-11ФМ (ракетный комплекс Д-1).

 
Подводный старт БРПЛ Р-21 из шахты подводной лодки.
Подводный старт БРПЛ Р-21 из шахты подводной лодки.

 
Первая отечественная БРПЛ Р-21 с подводным стартом (ракетный комплекс Д-4).
Первая отечественная БРПЛ Р-21 с подводным стартом
(ракетный комплекс Д-4).
 



 

27.09.05

 Рейтинг ресурсов