Оценки из Германии

 
 

Давние творческие контакты связывают Институт химии твердого тела УрО РАН с немецкими коллегами. В последнее время это сотрудничество получило новый импульс, распространившись на молодых ученых, студентов и аспирантов. Прошлым и позапрошлым летом екатеринбуржцы побывали в Германии в рамках договора о научном сотрудничестве в области нанотехнологий и обмене студентами и преподавателями, а минувшей осенью в Екатеринбурге проходила уже третья Международная российско-немецкая школа по физике и химии наноструктурированных материалов, организованная Институтом химии твердого тела УрО РАН, Институтом кристаллографии и структурной физики университета Эрлангена-Нюрнберга, факультетом строительного материаловедения УГТУ–УПИ, Институтом теоретической и прикладной физики университета Штутгарта (См. «НУ», № 29–30, 2009 г.).
 

 

Напомним, что на этой школе профессор Ханс-Экхард Шефер из Института теоретической и прикладной физики университета Штутгарта прочитал 15 двухчасовых лекций по нанотехнологиям. Помимо научной тематики на одной из лекций Х.-Э. Шефер сделал экскурс в культурную жизнь Штутгарта, рассказал о литературе, театре и музыке Германии. Недавно он закончил работу над книгой по нанотехнологиям, которая выйдет в свет в мае этого года. Наш корреспондент попросила Ханса-Экхарда рассказать о перспективах российско-немецкого сотрудничества, поделиться своими впечатлениями о школе и российских студентах.
 

— Уважаемый профессор Шефер, чем для вас стало участие в уральской школе, понравились ли вам слушатели?
 

— Нанотехнологии — одна из сфер моей деятельности. Как специалист в этой области я и приехал в Екатеринбург по очень почетному и приятному для меня приглашению международной российско-немецкой школы. Нанонаука предполагает междисциплинарность, поэтому слушателями стали студенты, аспиранты, молодые научные сотрудники, изучающие физику, химию, биологию, медицину, материаловедение из институтов и университетов двух наших стран. Я впечатлен высоким уровнем их знаний.
 

— Отличаются ли российские студенты от немецких, насколько они активны, любознательны?
 

— Конечно, разница есть. Во-первых, российские студенты моложе немецких в среднем года на два. Во-вторых, россияне очень дисциплинированные. Студенты из Германии не настолько дисциплинированы, зато более самостоятельны.
 

Приятно, что на моих лекциях, которые я читал на английском языке, всегда присутствовало много народу — по 50 и более человек, от студентов старших курсов до профессоров вузов и академических институтов. На так называемом тренинге слушатели сами делали доклады. Это очень важно. Студенты должны вращаться в международном сообществе, уметь делать научный доклад на английском языке, учиться выражать свои мысли, правильно держаться, отвечать на вопросы.
 

Помимо лекций, по понедельникам мы проводили дискуссионные встречи. На них всегда царило оживление, протекали бурные дискуссии. Слушатели задавали много вопросов. Некоторые из них прямо не касались темы лекций, но от этого были не менее интересными.
 

— Чем привлекает вас сотрудничество с российскими, уральскими учеными, в частности, с Институтом химии твердого тела?
 

— В первую очередь это сотрудничество осуществляется в русле общей политики России в области науки. Президент Российский Федерации господин Медведев справедливо считает, что вам нужно уходить от экономики использования сырьевых ресурсов в сторону развития высоких технологий. Д.А. Медведев также убежден, что необходимо поощрять ведущих ученых, поднимать их уровень, чтобы вывести российскую науку на лидирующие места в мире. Институт химии твердого тела УрО РАН — это очень авторитетное научное учреждение, он занимает передовые позиции в исследовании материалов с практически важными функциональными свойствами. В частности, группа члена-корреспондента А.А. Ремпеля имеет мировой статус, это одна из ведущих групп в области исследования нестехиометрических наноматериалов. Я имел возможность общаться с председателем УрО РАН В.Н. Чарушиным и заместителем председателя УрО РАН Н.В. Мушниковым, они тоже высоко оценивают потенциал ИХТТ. Я хотел бы выразить огромную благодарность руководству УрО РАН, профессорам А.Л. Кожевникову и А.А. Ремпелю за приглашение, а также свое восхищение Институтом химии твердого тела УрО РАН.
 

— В России в последнее время серьезная ставка делается на развитие нанотехнологий. Насколько оправданной вы считаете такую стратегию?
— Она правильна. Нанотехнологии имеют большое значение для будущего. Приведу некоторые данные. Объем мирового производства нанотехнологичной продукции в прошлом году составил в денежном выражении около одного триллиона долларов, а к 2015 году предполагается удвоить эту сумму. Очень важное место нанотехнологии занимают в развитии промышленности, в первую очередь, компьютерных технологий, материаловедения, медицины, фармацевтики. Некоторые промышленные предприятия уже используют нанотехнологии в своей деятельности, в Екатеринбурге тоже есть такие предприятия. Мой коллега из одной американской корпорации говорит, что именно в медицине нанотехнологии к 2030 году произведут кардинальные изменения, настоящую революцию.
 

— Какие страны — лидеры в этом направлении, и какое положение занимают здесь Германия и Россия?
 

— Лидирующие страны в этой области — США, Япония, Германия. Но инициатива, заинтересованность российского правительства в развитии нанотехнологий, создание корпорации РОСНАНО, конечно же, поможет включить Россию в этот список.
 


Беседовала Т. ПЛОТНИКОВА
 

На снимке:

 

 

Ханс-Экхард Шефер. Фото Т. Плотниковой.

Ханс-Экхард Шефер. Фото Т. Плотниковой.



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Апрель 2010 г. № 7-8 (1014)

08.04.10

 Рейтинг ресурсов