Skip to Content

АКАДЕМИКУ А.М. ЛИПАНОВУ — 80

3 марта отметил 80-летие выдающийся ученый-механик, председатель Удмуртского научного центра УрО РАН академик А.М. Липанов.
После окончания с отличием Томского государственного университета Алексей Липанов был распределен на работу в один из подмосковных «почтовых ящиков», ныне ФЦДТ «Союз». В 1960-е годы им были выполнены теоретические исследования оптимального распределения масс по ступеням твердотопливных многоступенчатых ракет, показана перспективность использования двух- и трехступенчатых ракет с двигателями на твердом топливе для преодоления расстояний до 104 км относительно поверхности Земли, исследованы смесевые твердые топлива и материалы для корпусов твердотопливных ракетных двигателей (РДТТ). Это послужило основой для создания трехступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты с двигателем на твердом топливе, стартующей из шахты (РТ-2), а также оперативно-тактической двухступенчатой ракеты с подвижным стартом (Темп-С). Обе ракеты были приняты на вооружение в 1967 г.
Ученый показал важную роль распределенного (неравномерного) нагрева основного заряда РДТТ продуктами сгорания заряда воспламенителя, разработал методы регулирования величин рабочих параметров как в начальный период работы двигателя, так и в условиях его квазистационарной работы, которые были использованы при создании РДТТ для посадки космических аппаратов на поверхность Марса. С этой целью на заряд твердого топлива наносилось фторопластовое покрытие и выдерживалось в вакууме несколько месяцев, т.е. на протяжении того времени, которое требовалось для перелета космического аппарата с орбиты вокруг Земли до орбиты вокруг Марса. По результатам экспериментальных работ был выбран материал определенной толщины для нанесения на заряд. Двигатели с такими зарядами использовались в трех марсианских экспедициях при посадке на марсианскую поверхность.
А.М. Липанов предложил конструкцию заряда моноблока с прогрессивной поверхностью горения к пороховому аккумулятору давления (ПАДу) для выброса ракеты и пускового контейнера. Такой заряд и ПАД были отработаны и использованы при создании межконтинентальной баллистической ракеты Темп-2С. Этот заряд применяется и сейчас при создании ПАДов к другим ракетам как сухопутного, так и морского базирования.
В 1975 г. Алексея Матвеевича направили на работу в Ижевск в качестве ректора Ижевского механического института. На этом посту он активно занимался развитием научных исследований в институте, открыл конструкторское бюро при машиностроительном факультете, ряд отраслевых и проблемных лабораторий, приобрел мощную вычислительную технику. В те годы ему пришлось много строить: два учебно-лабораторных корпуса, четыре жилых дома, два 12-этажных общежития квартирного типа, столовую, дворец культуры, профилакторий, детский комбинат, загородную экспериментальную базу и базу отдыха.
В 1983 г. A.M. Липанова назначили заместителем министра Минвуза РСФСР по науке. И вновь — работа по укреплению материально-технической базы высшей школы, но уже в масштабе России. На коллегии ГКНТ СССР была одобрена инициатива министерства по созданию малых экономических форм, что позволило привлечь в вузы значительные средства для оснащения оборудованием, были созданы десятки производств, открыто несколько КБ и заводов при вузах.
В 1988 г. по приглашению академика Г.А. Месяца Алексей Матвеевич вернулся в Ижевск создавать Удмуртский научный центр УрО АН СССР. С тех пор вот уже более 25 лет А.М. Липанов трудится в Академии наук, им организованы Институт механики и Удмуртский научный центр УрО РАН, в составе центра образованы филиалы и отделы подразделений Уральского отделения РАН.
Алексей Матвеевич — автор целого ряда монографий, большого количества научных статей в отечественных и зарубежных журналах, его научная школа объединяет более 70 докторов и кандидатов наук. В последние годы он занимается проблемой турбулентности — одной из важнейших фундаментальных проблем теоретической физики. Разработанный А.М. Липановым метод исследования турбулентных потоков теоретическими средствами позволяет получить общее решение этой проблемы, что освобождает ракетостроение, авиацию, артиллерию, автомобилестроение и другие оборонные и гражданские отрасли от дорогостоящих натурных испытаний с использованием аэродинамических труб.
Академик A.M. Липанов — лауреат Государственной премии СССР, премии Правительства РФ, премии имени А.Ф. Цандера РАН, премии имени академика А.Ф. Сидорова Уральского отделения РАН. Он награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Дружбы, «Знак Почета», является Почетным гражданином Удмуртской Республики.
Выдающийся ученый, талантливый организатор, учитель, он встречает 80-летний юбилей полным сил, творческих замыслов и планов на будущее.
От души желаем ему здоровья, плодотворной деятельности, дальнейших успехов во всех делах!

Президиум Уральского отделения РАН
Президиум Удмуртского научного центра УрО РАН
Коллектив Института механики
УрО РАН
Редакция газеты «Наука Урала»

 

Год: 
2015
Месяц: 
март
Номер выпуска: 
5
Абсолютный номер: 
1114
Изменено 15.04.2015 - 15:57


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47