Skip to Content

ЧЕХИ НА УРАЛЕ: ВЗГЛЯД ИЗ ЕВРОПЫ

В конце ушедшего года в помещении Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. Белинского открылась выставка «Из Чехии на край света: Жизнь чехословацких легионеров в России и Екатеринбурге в 1914–1920 гг. и ее отражение в чешском искусстве».
Под «краем света» подразумевается не что иное как Урал и Сибирь, и потому познавательное значение выставки трудно переоценить. В большинстве своем мы мало что знаем о «белочехах» в России помимо скудных сведений из школьной программы. И сама экспозиция, и ее бесплатный каталог (по сути это отдельно изданная иллюстрированная историческая статья, тираж 400 экз.) в значительной мере восполняют этот пробел.
Прообраз Легиона — Чешская дружина — создавалась в России летом 1914 г. Затем, в сентябре 1917-го, был создан Чехословацкий армейский корпус в России, воевавший с Германией, естественно, на стороне Временного правительства. С середины 1918 г. начался «сибирский анабазис» — участие в Гражданской войне против большевиков и одновременно долгий путь из России на родину. «Этот мир велик, не так ли? — писал в 1918 г. министр внутренних дел США Ф. Лейн, — Но наивысшей его романтикой является вовсе не тот факт, что правит им Вудро Вильсон, а то, что чехо-славяне на пять тысяч миль углубились в русскую Азию, — армия на чужой территории, без собственного правительства, без пяди своей земли, и тем не менее признаваемая в качестве нации».
Разумеется, даже сегодня речь пока не идет о полном восстановлении исторической справедливости и объективности: выставка подготовлена пражским Театральным институтом, а демонстрация ее в России организована Генеральным консульством Чешской республики. Прежде всего это культурное мероприятие, в концепции которого несколько «в тень» отодвинута собственно история Гражданской войны, но зато любовно (по-другому не скажешь) восстановлены факты и образ обыденной жизни чешских военнопленных и биографии отдельных героев движения. «Обыденное», условно говоря, мирное времяпрепровождение означало в данном случае — и для меня это было настоящим открытием — необычайно интенсивную духовную и культурную жизнь, что и стало главной темой выставки (по форме это серия планшетов с копиями различных документов, фотографиями, репродукциями, картами передвижения и т.д.). В городах Урала и Сибири чехи успевали наладить выпуск собственной периодики, печатали стихи, прозу и драматургию, организовывали передвижные театры и певческие кружки, объединения художников, внесли свой вклад в педагогику физкультуры в школах и т.д. То есть выставка наглядно показывает, как преданность национальной культуре способна и просто помочь выжить в чуждой обстановке, и, что называется, поднять боевой дух. Кроме знаменитого Ярослава Гашека (в 1918-м перешедшего на сторону большевиков) в Легионе участвовало немало других литераторов, художников, театральных деятелей. В последующие годы, пока существовала независимая Чешская республика, общество и государство приветствовали вернувшихся легионеров как национальных героев, их «поход» по горячим следам мифологизировался и обрастал легендами, что так же нашло немедленное отражение в литературе и искусстве. В экспозиции представлено немало репродукций живописи и графики, а также титульных листов книг, изданных чехами в России, и поэтому, помимо собственно истории, по ней можно проследить некоторые тенденции европейского искусства эпохи модерна. В организации выставки, переводе и адаптации каталога приняли участие уральские историки, так что культурная акция в данном случае несомненно даст импульс и к развитию исследований данного периода истории России в контексте истории всего евразийского континента.

 


 

Год: 
2012
Месяц: 
февраль
Номер выпуска: 
2-3
Абсолютный номер: 
1052
Изменено 27.02.2012 - 14:20


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47