Skip to Content

КОМИ ПРОЗА НА ПОРУБЕЖЬЕ

Общественные потрясения последних десятилетий, неоднородность политических и экономических процессов в России оказали влияние на социальные идеалы и ценности. Отразились они и на коми литературе. Связанные с этим проблемы обсуждались в докладе заведующего сектором литературоведения Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, кандидата филологических наук Татьяны Леонидовны Кузнецовой «Коми проза на рубеже XX–XXI веков», прозвучавшем на проходившей в Сыктывкаре Всероссийской научной конференции «Филологические исследования на рубеже XX–XXI веков: традиции, новации, итоги, перспективы». Об актуальности темы мы побеседовали с Татьяной Леонидовной (на фото).
— Почему в докладе акцентируется внимание на состоянии коми прозы именно данного периода?
— Литература как вид искусства выражает сознание общества, мироощущение современника. Рубеж веков — всегда судьбоносный период. На пороге XXI века произошло крушение ценностных основ советского общества. Коми проза второй половины 1980 — 2000-х характеризуется напряженной энергией художественных поисков. Именно это обстоятельство обусловливает специфику художественного осмысления действительности: энергией поиска рождены явления и процессы, определяющие художественный облик коми прозы порубежья.
В стремлении найти мировоззренческие основы общество нуждается в переосмыслении исторического опыта. Писатели обращаются к далекому прошлому, пытаясь одухотворить и эстетизировать его. Привлекают внимание читателя такие произведения, как роман Г. Юшкова «Огнивница», роман «Викинг из Биармии» и повесть «Мальчик с Перми Вычегодской» В. Тимина и ряд других. Наше время, воскрешающее в культурной памяти период конца ХIХ — начала ХХ веков, заставляет вспомнить К.Ф. Жакова, писателя и философа, которого высоко ценил М. Горький. Не случайно в первые годы перестройки у нашей интеллигенции вновь возник интерес к его творчеству и традиции. К. Жаков, воссоздавая историческое прошлое коми, возвышал свой народ, представлял его в романтическом ореоле.
Современные писатели не концентрируют внимание на актуальных проблемах современности, а вновь и вновь возвращаются к истории народа. О чем это свидетельствует? Видимо, современная проза пока не в состоянии осмыслить главные проблемы своего времени — для этого необходимо обратиться к истокам. Кроме того, отметим, что коми писатели привязаны к традиционным формам изображения, в отличие, скажем, от родственной — также финно-угорской — удмуртской словесности, где развиты различные современные направления, писатели живо реагируют на новые веяния в мировой литературе.
— Возможно, это обращение к традиции характерно больше для прозаиков старшего поколения?
— Можно и так сказать. Хотя на рубеже веков и в коми прозе наблюдается тяготение к новым формам изображения. Отражение в прозе особенностей мироощущения современника, переживающего крушение важнейших ценностных установок, требует выхода за пределы традиционной поэтики и поиска новых форм художественного мышления. Эти тенденции отражают одно из направлений развития современной коми прозы. Примеры тому — повесть А. Лужикова «Окаменевшие слезы», рассказы А. Полугрудова, начинающего автора М. Остаповой. Героев преследует настойчивое ощущение того, что мир разрушается, выраженное и в композиционных особенностях произведений: фрагментарные, разрозненные записи играют особую роль в организации текста. Значимую смысловую нагрузку несет и авторская ирония, утверждающая бесплодность попыток познать и объяснить мир. Поскольку внимание авторов приковано к сфере сознания героя, действие словно перемещается в область сна. В состоянии сна человек порой способен осмыслить весьма значимые проблемы, в сновидениях находит выражение его душевное состояние. Если А. Лужиков непосредственно обращается к приемам постмодернистов, то А. Полугрудов воплощает в художественном тексте мироощущение, близкое постмодернистам, не ориентируясь на конкретные способы художественного концептирования, установившиеся в эстетике постмодерна. В его произведениях почти нет формальных, классических признаков постмодернизма. Думается, в метаниях героя А. Полугрудова, в осознании им невозможности понять мир, найти понимание у окружающих, едкой, насмешливой иронии и самоиронии — близкое к постмодернистскому восприятие мира как хаоса.
— Чем еще характеризуется новейшая коми проза?
— Назрела необходимость скрупулезного исследования внутреннего мира современника, не скованного социальными детерминативными связями. Частная жизнь героя получает несколько иной статус: он принимает деятельное участие в формировании своей судьбы. Повышается внимание к чувствам и переживаниям героев. В качестве примера могу назвать повести А. Ульянова «Ты и я» и Е. Козловой «Вечерняя моя заря». Запечатлевая движение чувств, прозаики в любви видят выражение нравственной зрелости. Наряду с утверждением духовных основ любовных отношений в современной прозе развивается линия, исследующая физические аспекты любви (повести В. Тимина «Белый туман», В. Напалкова «Я тебя люблю», «Прости меня, женщина», «Ягодный месяц август», «Крест без покойника»). Развитие эротических мотивов в литературе связано и с кризисными явлениями в культуре постсоветского общества. Односторонне освещая отношения человека с миром как одну из характерных черт переходного периода, эротическая проза тем самым выражает особенности умонастроений и мировосприятия современного общества. Именно в эротических мотивах нашло выражение тяготение современной литературы к сближению с масскультурой. Вместе с тем в произведениях, развивающих эротические мотивы, утверждается мысль о природной основе, определяющей гармоничность любовных чувств.
Экономические, социальные катаклизмы актуализируют вопрос и о духовных возможностях человека, о глубинных нравственных основах. Стремление осмыслить духовный опыт, выразившееся в монологе о прожитом (повесть А. Некрасова «Как стать великим», миниатюры А. Ульянова и др.), напряженные размышления о былом, болезненные сомнения в этической состоятельности свершенного (повести А.Попова «Расплата», Е.Рочева «Долгий сон», миниатюры И. Белых) — все это попытки прозаиков исследовать очень непростые этические проблемы. Нравственные поиски придают глубину художественному тексту: общество вступило в непростой период переосмысления, подведения итогов. Обращение к общечеловеческим ценностям углубляет и эстетическую значимость прозы, что говорит о сущностных переменах, переживаемых обществом.
— В последние десятилетия важной темой обсуждения среди литераторов, да и не только литераторов, становится лексическая культура. Утверждается что ее уровень настолько упал, а арсенал художественных приемов настолько оскудел, что не приходится говорить ни об эстетической ценности, ни об изящной словесности как таковой. Владение словом, составляющим, в сущности, сердцевину писательского ремесла, стало вовсе необязательным, происходит девальвация слова. Разделяете ли вы такую точку зрения относительно коми прозы?
— Нет, не разделяю. Произведения коми прозаиков вызывают эстетическое наслаждение и потому, что авторы, любя родной язык, виртуозно владеют словом.
— Как вы считаете, какие задачи все же должен (или не должен) писатель нашего времени ставить перед собой, обязан ли он (или не обязан) «глаголом жечь сердца людей»?
— Я думаю, что художник ничего не должен и не обязан. Он творит в силу таланта. Если созрела в нем необходимость высказаться — наступил период художественного осмысления, в результате чего и рождается произведение.
Какими бы ни были времена, литература и искусство всегда останутся частью жизни просвещенного общества. И настоящий ценитель коми слова и литературы в первую очередь будет все же ориентироваться на произведения классиков коми литературы В. Савина, Г. Федорова, Я. Рочева, Н. Дьяконова, В. Юхнина, на творчестве которых воспитывалась и выросла не одна плеяда современных прозаиков. По вашему мнению, наблюдаются ли в стане нынешних коми писателей ростки новых «тороповых» и «юшковых»? И есть ли будущее у коми национальной литературы?
— Будущее у коми литературы, несомненно, есть. В последнее время очень активизировалась молодая женская поэзия. Молодых прозаиков гораздо меньше, но всему свое время. Нынешний период очень непростой — как для общества, так и для литературы.


Беседовала Светлана МУРАВЬЕВА
Фото Сергея СУХОРУКОВА

 

Год: 
2012
Месяц: 
февраль
Номер выпуска: 
2-3
Абсолютный номер: 
1052
Изменено 27.02.2012 - 14:09


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47