Skip to Content

МОЗАИКА ЖИЗНИ ЭЛЬВИНЫ КУРАТОВОЙ

В январе доктор экономических наук старший научный сотрудник Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН Эльвина Степановна Куратова отметила юбилей. Этот материал нашего постоянного автора — о судьбе и работе серьезного ученого, замечательного человека.
…Пора детства минует быстро, однако память о нем человек сохраняет на  всю жизнь. Эльвина Степановна, родившаяся в Сыктывкаре,  тепло вспоминает отдельные эпизоды далеких лет. Как разноцветные камешки, образующие мозаику, они складываются в единую  картину становления личности будущего ученого.
Ее судьба складывалась, как у большинства детей войны, по одному сценарию: отец — на фронте, дома — голодно и страшно, особенно когда в городе объявляют воздушную тревогу. Жили они с мамой вдвоем и с тревогой ждали письма с фронта. В 1944 году пришла похоронка. Спрашиваю у нее:
— Вы уже понимали, что это такое?
— Понимать не понимала, но что в дом пришло горе, почувствовала. Благо, дети остаются детьми, и даже у холодных и голодных у нас бывали свои детские радости. Но военные годы сформировали такие бесценные качества, как самостоятельность, ответственность и независимость. Серьезно относилась к учебе, принимала активное участие во всех мероприятиях, ходила во всевозможные кружки. За всем разнообразием школьных лет не заметила, как пришло время выбора профессии.
Судьбоносными можно назвать рассказы соседа по дому о Московском институте инженеров железнодорожного транспорта, которые запали в душу. В 1954 году после школы Куратова без проблем поступила в этот институт. В том же году в Котласе впервые увидела настоящий поезд.
Вернувшись по окончании института в республику, некоторое время работала в Сысольском районе мастером на строительстве железной дороги для вывоза леса, а вскоре была приглашена в отдел экономики Коми филиала АН СССР. И, конечно, выпускница МИИТ не предполагала, что именно здесь ее ждет счастливая судьба не только известного на европейском Севере ученого, но и встреча с единственной и настоящей любовью.
—  Эти 52 года жизни промелькнули очень быстро, — сокрушается  Эльвина Степановна. — Но вот вся история развития Коми НЦ прошла на моих глазах и с моим участием.
По окончании очной аспирантуры она успешно защитила кандидатскую диссертацию по теме «Пути повышения экономической эффективности транспорта Европейского Севера СССР». Не без основания гордится, что научным руководителем был сам академик Тигран Сергеевич Хачатуров. С 1988 года Куратова — уже  старший научный сотрудник отдела экономики.
Эльвина Степановна немало сделала не только для фундаментальной науки  (а это более 200 научных трудов), но и для развития экономики республики. В свое время она исколесила все ее районы и прившла к выводу, что в Коми есть все необходимые ресурсы для качественного дорожного строительства.
Ученым Куратовой выполнены исследования по развитию и размещению всех видов транспорта, дана оценка эффективности инвестиционных транспортных проектов, предложена оригинальная методика расчета удаленности населенных пунктов от центров, базирующаяся на определении затрат времени в движении. В настоящее время Эльвина Степановна занимается региональными аспектами экономической реформы в транспортном комплексе, межрегиональным товарообменом Республики Коми. А недавно в ее жизни свершилось еще одно знаменательное событие — в Московском государственном университете путей сообщения она  успешно защитила докторскую диссертацию на тему «Методология экономической оценки товарообменных процессов для целей совершенствования пространственной  организации транспорта». Интересуюсь:
— Это была  высшая цель?
— Не то чтобы высшая… Я всегда считала, что развитие северных регионов невозможно без наличия хороших дорог. Надеюсь, моя работа приблизит их появление. Ведь совершенствование транспортной сети должно внести существенный вклад в эффективность развития производства и межрегиональных товарообменных процессов Республики Коми. В первую очередь это строительство железнодорожной магистрали «Белкомур», реализуемое в рамках государственно-частного партнерства.
Совершенствование транспортной и промышленной инфраструктуры будкт способствовать успешному развитию не только регионов — участников проекта, но и всего Европейского Севера России и Урала. Проект обеспечит формирование оптимального и наиболее конкурентоспособного маршрута в направлении Восток — Запад в составе Евразийского транспортного коридора «Баренц-Линк», трансконтинентального транзитного коридора смешанных перевозок NorthernEast — West, послужит возрождению и дальнейшему развитию Северного морского пути.
— Сегодня строительство магистрали «Белкомур» у каждого на слуху. Что, по-вашему, тормозит реализацию проекта?
— «Белкомур» — это составная часть будущего широтного транспортного коридора с выходом на западе к Белому, Баренцеву и Балтийскому морям и на востоке к Тихому океану. Значит, и интерес к нему должен быть не только у одной нашей республики.
Высокое чувство ответственности, преданность науке, целеустремленность, исключительная работоспособность — это все о Куратовой. Эти качества сочетаются с прирожденной интеллигентностью, добротой, внимательным отношением к людям. По совместительству Эльвина Степановна преподавала в Сыктывкарском лесном институте, на курсах повышения квалификации работников лесной промышленности, подготовив немало хороших специалистов, долгие годы выезжала в районы республики с лекциями по линии общества «Знание».  За плодотворную научную  и  педагогическую деятельность ей присвоено звание «Заслуженный работник Республики Коми».
Несмотря на долгую жизненную дорогу, Эльвина Степановна сохранила и живой блеск в глазах, и задорный смех, и завидную моложавость. Невольно возник вопрос о секрете ее молодости.
— Наверное, он в том, что всю жизнь прожила на родном Севере, дышала родным воздухом, любовалась неповторимой красотой тайги. И, конечно, то, что всегда  рядом со мной любимый супруг Петр Александрович, с которым мы вот уже 52 года идем по жизни  рядом, деля нрадости и горе.  Он и поддержка моя, и опора, и надежда…


Светлана МУРАВЬЕВА
Фото Сергея СУХОРУКОВА

Год: 
2012
Месяц: 
февраль
Номер выпуска: 
2-3
Абсолютный номер: 
1052
Изменено 27.02.2012 - 14:05


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47