Skip to Content

Напишем статью по-английски?

Сложно поверить, но всего двадцать лет тому назад Екатеринбург был закрыт для иностранцев. Иноязычная коммуникация в основном ограничивалась чтением статей зарубежных коллег, если их удавалось раздобыть. Школа, вуз и аспирантура по политическим соображениям были ориентированы на развитие рецептивных языковых навыков. Удивительно, что среди наших ученых было немало тех, кто превосходно владел иностранным языком. Что ими двигало? Страсть к новым знаниям, потребность расширить границы своего мира, врожденная интеллигентность, амбиции вопреки возможностям добиться поставленной цели? 

Сегодня владение иностранным языком, в первую очередь английским, не просто приятная возможность посещать конференции, общаться с коллегами во всем мире. Это — a must — необходимое условие выживания. Одна из решающих позиций в оценке эффективности работы исследовательских институтов — это число публикаций в международных научных журналах на одного сотрудника и индекс цитирования статей. Здесь мы сильно отстаем. И причины далеко не всегда связаны с качеством наших работ. Российские исследователи не виноваты, что международным языком науки стал английский, а не русский язык. Но мы должны научиться выживать в таких условиях. 
Может быть, именно эта навязанная необходимость бессознательно вызывает обратную реакцию — отторжение, нежелание учить английский. Странно, что при столь широких современных возможностях для изучения языка, уровень поступающих в аспирантуру в этом смысле по-прежнему крайне неудовлетворителен. И нельзя все списывать на школу и вуз. Те, кто владеют языком, признаются, что, помимо роли преподавателя, это их собственное сильное желание. Научить, как известно, нельзя, можно научиться. 
На мой взгляд, серьезным упущением программы вуза является то, что мы не учим студентов, как писать научные статьи и выступать на конференциях. Нужны специальные курсы, посвященные тому, как написать статью, которая привлечет внимание, или сделать доклад ярким и запоминающимся. 
В прошлом году я рассказывала читателям «Науки Урала» о цикле семинаров по развитию навыков публичных выступлений на английском языке. Было реализовано два таких проекта — в Институте геологии и геохимии и в группе участников из разных институтов. Мы учились зарубежному и российскому опыту докладов, поэтапно разрабатывали собственное выступление на английском языке с учетом стилистических особенностей научной речи, дорабатывали его с учетом критики коллег. В этом году заявка на проведение такого цикла семинаров уже поступила от Института экономики.  
В этом году благодаря полученному гранту я получила возможность пройти курс «English for Professional Communication» в Великобритании, в городе Портсмуте. Занятия с редактором научного журнала в университете этого города позволили познакомиться с форматом научных статей, этикетом, стилистикой и многими специфическими приемами подготовки статьи к публикации в зарубежном журнале. 
Результатом такого обучения стал новый проект — цикл теоретико-практических семинаров, посвященных написанию научной статьи на английском языке. В течение такого курса участники будут  знакомиться с особенностями функционального стиля научной литературы, учиться структурировать текст и использовать адекватные грамматические и лексические приемы. Кроме того, каждый попытается поэтапно написать свою собственную статью. Надеюсь, в процессе проведения таких семинаров будет совершенствоваться и развиваться и сам проект. Замечательно, что первыми участниками такого проекта станут ученые Института высокотемпературной электрохимии, где интерес с совершенствованию иноязычных навыков традиционно высок. 
С чего же начать тем, у кого знакомство с английским языком пока «шапочное» — и отвернуться неудобно, и общих дел никаких? Одними курсами и проектами вопрос, конечно, не решить. Особенно насильно.  Нужны постоянные индивидуальные усилия по освоению грамматики, работе с текстом, живое общение. Иными словами, вы только захотите, а мы вам поможем!
Н.Г. ПОПОВА,
 кафедра иностранных языков
 
Год: 
2013
Месяц: 
сентябрь
Номер выпуска: 
23
Абсолютный номер: 
1086
Изменено 27.09.2013 - 15:46


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47