Skip to Content

ОБРАЗ ОБРАЗОВАНИЯ

Научная секция XX Менделеевского съезда «Химическое образование» работала на площадках Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина. Образование — один из определяющих факторов в развитии общества, поэтому вал частных проблем существует и решается наряду с фундаментальными, общемировыми задачами. Открывшая работу секции докладом «Химическое образование и нужды человечества» директор Института химии и проблем устойчивого развития РХТУ им. Д.И. Менделеева член-корреспондент РАН Н.П. Тарасова, без сомнения, дала слушателям почувствовать «нерв» времени: пора обратиться к подлинным ценностям нашего дальнейшего существования, пока еще не поздно. За последние годы существенно изменилась философская парадигма:  дать человеку образование сегодня — значит, прежде всего научить его принципам преемственности и устойчивого развития общества. Всем живым организмам и их сообществам на Земле присущи те или иные стратегии приспособления к условиям существования. Человек, в отличие от всех остальных видов, существо разумное, и, по выражению докладчика, «разум вывел человека из-под законов нормального биологического отбора». К настоящему времени мы заняли несвойственные нам экологические ниши и поэтому нуждаемся в «незапланированных» природой энергетических ресурсах. Примерно с 1945 г., когда широко начали использоваться антибиотики, график прироста населения планеты представляет собой экспоненту, причем попутно человек уничтожает другие виды, разрушая биологическое разнообразие на Земле — человечество уже движется по траектории коллапса. В то же время, по данным социологов, в массе своей люди живут одним днем, не задумываются о будущем, а на этот «электорат», в свою очередь, опираются и ориентируются власти. Сегодня для различных разрушительных для жизни факторов официально определены так называемые планетарные границы — показатели, превышение которых повлечет уже необратимые для планеты изменения. В частности, на таком направлении, как снижение биологического разнообразия, человечество уже вышло за эти рамки. В борьбе с этими опасными тенденциями химики — своего рода пионеры, 25 лет назад они первыми декларировали основы «зеленой» химии. Эти принципы, а также принципы профессиональной этики обязательно должны лечь в основу высшего, а желательно, и общего химического образования. Частный пример — необходимость знакомить учащихся с веществами двойного назначения (связанных с производством наркотиков, оружия и т.д.). В настоящее время уже вводится отчетность стран по показателям устойчивого развития (образование в их числе) — в этом направлении должна двигаться и Россия, где финансирование образования — самое низкое среди развитых стран. «Мы — часть природы, — заключила свое выступление Н.П. Тарасова, — и мы должны о ней заботиться. Вот, с моей точки зрения, сущность современного образования».

Насколько близка к желаемому реальная картина химического образования, в определенной мере показали доклады и дискуссии на заседании круглого стола «Проблемы химического образования в России и странах БРИКС». Его участники из Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки говорили в основном о  принципах организации учебного процесса в масштабах страны либо в отдельных вузах. Так, один из координаторов круглого стола заведующий лабораторией химии гликоконъюгатов Института органической химии им. Н.Д. Зелинского РАН член-корреспондент Н.Э. Нифантьев представил доклад академика М.П. Егорова, где на примере данного института охарактеризованы все звенья непрерывного химического образования, объединенные к тому же традицией, преемственностью в рамках единой научной школы. Он рассказал также о сотрудничестве РАН и МГУ, использовании академических ресурсов, лабораторий в учебном процессе, о роли специализированных лицеев и школьных олимпиад, а также о научных успехах и дальнейшей судьбе лучших выпускников-химиков, работающих по всему миру. Директор Института катализа им. Г.К. Борескова СО РАН член-корреспондент В.И. Бухтияров в докладе о химическом образовании в Новосибирском государственном университете подробно остановился на постановке преподавания некоторых специальных курсов и принципах сотрудничества студентов-дипломников и руководителей дипломных работ. Н.П. Тарасова напомнила также о мультидисциплинарности в современном химическом образовании — о том, как химия сегодня «притягивает» на свою орбиту исследования в других областях, например, общественные науки.
Директор Индийского института научного образования и исследований К. Ганеш в своем докладе говорил об обусловленности направлений высшего образования в Индии приоритетами экономики, о регулирующей роли государства на современном этапе, но также и о традиционных для этой страны особенностях организации учебного процесса, подготовки преподавателей. Химическое образование здесь тесно связано с практическими задачами, развивается партнерство вузов и промышленных предприятий, в программу вводятся новые курсы в соответствии с требованиями времени: действует «облачная» концепция в разработке учебных программ — фундамент «физика-химия-математика-биология» дополняют по выбору «облака» смежных предметов.
Прослушав все выступления, участники круглого стола сошлись во мнении, что в целом химическое образование нуждается в совершенствовании связей между школой, вузом и академическими учреждениями, в сохранении и развитии ведущих научных школ.
На другой день состоялся круглый стол «Проблемы преподавания химии в школах. Современная химическая наука: фундаментальные и прикладные аспекты». Его аудиторию в большинстве своем составили преподаватели из школ Екатеринбурга и говорили они о наболевшем — о недостатках в построении программ и составлении учебников, о постоянно снижающемся уровне грамотности в СМИ и в обществе в целом, о проблемах подготовки к ЕГЭ и т.д. «Полноценная реализация школьных государственных стандартов по химии в сложившихся условиях невозможна», — утверждал в своем докладе учитель химии гимназии №9 Екатеринбурга С.А. Москвин. В старших классах катастрофически не хватает часов на изучение сложнейших тем, а кроме того, в массовом порядке сокращается должность школьного лаборанта, следовательно, из уроков постепенно исчезает эксперимент, в итоге торжествует профанация, а выпускники  не получают системного образования. Перечисленные проблемы требуют решения на государственном уровне. Крупные химические компании, заинтересованные в кадрах, могли бы также оказать школам поддержку.
«Национальное достояние России — образование и наука, а вовсе не минеральные ресурсы, богатство, которым страна должна правильно распорядиться», — подчеркнул открывший своим докладом круглый стол декан химфака МГУ академик В.В. Лунин. Его выступление, в противовес вышеупомянутому, было посвящено путям формирования элиты в образовании — «пирамиде» школьных химических олимпиад и дальнейшим путям реализации для их победителей. «Олимпийское» движение зародилось еще в СССР, существует оно и сегодня, причем качественный фундамент, созданный в прежние годы, по-прежнему обеспечивает превосходство наших участников над ровесниками даже из развитых стран. В последние годы растет число таких учеников, пополняющих затем ряды студентов лучших вузов. Таким образом, в России есть устойчивые системы выявления и поощрения талантов, но в то же время в массе своей обучение нередко оказывается в плачевном состоянии. Не в последнюю очередь будущее зависит и от подготовки преподавателей — этой сфере в рамках секции был посвящен круглый стол «Проблемы повышения квалификации для преподавателей и учителей химии».
В сумме своей сообщения, в течение четырех дней звучавшие на секции, как раз и призваны были ответить на животрепещущие вопросы: как согласовать между собой и оптимизировать количественные и качественные требования, подходы и показатели в химическом образовании; каковы передовые подходы и технологии на уровне школы, лицея, вуза, чему можно поучиться у зарубежных коллег. В тоже время важнейший итог заседаний — осознание активности и действенности сообщества коллег-преподавателей, обмен опытом, новые контакты, возможности для сотрудничества и взаимопомощи.
Е. ИЗВАРИНА
На фото:
на с. 6 вверху — член-корреспондент Н.Э. Нифантьев и академик В.В. Лунин,
в центре — С.А. Москвин; внизу — педагоги на заседании круглого стола
Год: 
2016
Месяц: 
октябрь
Номер выпуска: 
20
Абсолютный номер: 
1145
Изменено 02.11.2016 - 15:51


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47