Skip to Content

НАУЧНЫЙ НОН-СТОП

Недавно в Екатеринбурге и Новоуральске прошел фестиваль науки «Кстати», организованный региональным Информационным центром по атомной энергии. В течение четырех дней на тридцати площадках было проведено более пятидесяти открытых лекций, семинаров, мастер-классов и научно-популярных ток-шоу. По словам организаторов, фестиваль посетили более четырех тысяч человек.
Торжественное открытие фестиваля состоялось в Уральском энергетическом институте УрФУ, где был презентован формат научного нон-стопа. Каждый из трех приглашенных экспертов должен был за десять минут рассказать о том, как ученому получить Нобелевскую премию. Старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга Владимир Сурдин обратился к опыту американских физиков Рейнера Вайса, Барри Бэриша и Кипа Торна, чей вклад в создание обсерватории LIGO и детектирование гравитационных волн были отмечены премией в этом году. Директор Института финансов и права УрГЭУ Максим Марамыгин напомнил собравшимся, что судьба открытий — это дело случая. Ни одна технология не застрахована от преждевременного устаревания, как это, например, произошло с фотоаппаратами Polaroid. Научный сотрудник Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН Даниил Гладких прикинул, что путь от гипотезы до теории, достойной Нобелевской премии, может занять 15–20 лет. В общем ученому, поставившему перед собой столь амбициозную цель, потребуются терпение, труд и большая удача.

Формат, заданный на открытии, предопределил дальнейшую программу фестиваля: публичные лекции шли параллельными потоками на нескольких площадках, и попасть на все сразу не представлялось возможным. Повезло учащимся нескольких лицеев и гимназий — к ним ученые пришли сами. Школьникам рассказали о последних достижениях в физике, астрономии, биологии, экологии, химии и филологии. Большинство тем были поданы в увлекательном ключе и вызвали у учеников живой отклик.
Поклонники сферы IT имели возможность пообщаться с сотрудниками «Яндекса» Александром Крайновым и Эмели Драль. Первый руководит в компании службой компьютерного зрения. Область применения этой технологии широка: от считывателей штрихкодов в супермаркетах до механизмов так называемой «дополненной реальности». В своей лекции Крайнов рассказал, как работает компьютерное зрение, как выглядятизображения в цифрах, какие задачи в этой области решаются относительно легко, какие трудно, и почему. Руководитель службы анализа больших данных «Яндекса» Эмели Драль одну лекцию посвятила теме построения карьеры в IT, а вторую — технологии идентификации объекта по изображению или аудиозаписи. Сегодня такое распознавание стало возможным благодаря росту аппаратных возможностей, что позволило обрабатывать значительные объемы информации и проводить сложнейшие математические вычисления.
Поучаствовали в фестивале и гуманитарии. О секретах «умного чтения», поэтапном развитии языка в литературе и исторических изменениях смыслов слов и явлений рассказал главный научный сотрудник Института филологии СО РАН Юрий Шатин. «На самом деле эволюция языка связана не только с тем, что появляются гении, прокладывающие новый маршрут, но и с тем, что проза и поэзия постоянно чередуются», — заметил филолог.
Помимо лекций программа фестиваля включала научные ток-шоу, мастер-классы, интеллектуально-развлекательные квесты, кинопоказы и интерактивные лекции. Так, в парке научных развлечений «Newton» гостям «Кстати» предложили поучаствовать в игре: разгадывая загадки трех миров — механического, теплового и электрического, — добраться до места, где спрятан приз.
Несколько событий были посвящены поиску точек пересечения искусств и наук. В частности, в Новоуральске профессор МГУ Сергей Вятчанин, генеральный директор НПЦ «Видикор» доктор физико-математических наук Владимир Прохоров, музыкант Сергей Шабуневич и заведующий отделением городской Детской школы искусств Сергей Фильчаков обсудили четыре эксперимента на стыке науки и музыки. Так, американский музыкант Джон Бозуэл использует в своем проекте записи публичных выступлений ученых и популяризаторов науки. Нейронные сети компании «Яндекс» и британского стартапа Jukedeck сами создают музыкальные композиции. В Японии и за ее пределами приобретает популярность виртуальная певица, она же вокалоид Мику Хацунэ. В ходе обсуждения эксперты и зрители послушали фрагменты композиций, созданных человеком и нейросетью, причем с большим трудом определяли, кто автор музыки.
Отважились организаторы зайти и на территорию театра. В последний фестивальный вечер в Музее истории Екатеринбурга прошла читка пьесы Константина Скворцова «Пока есть музыка и память» с участием актеров и ученых. Пьеса рассказывает о жизни одного из отцов советского атомного проекта Игоря Курчатова, представляя его не только и не столько одержимым физиком-ядерщиком, сколько человеком, постоянно испытывающим сомнения и проникнутым ответственностью перед будущим.
Четырехдневный фестивальный марафон показал растущий интерес уральцев к науке и продемонстрировал возможности расширения аудитории научно-популярных лекций за счет новых форм их подачи. Правда, кое-где все же произошли накладки: некоторые лекторы не учли, что выступают перед неподготовленной публикой. И в будущем этот опыт несомненно придется кстати.
Павел КИЕВ
Фото предоставлено ИЦАЭ Екатеринбурга
 
 
Год: 
2017
Месяц: 
декабрь
Номер выпуска: 
24
Абсолютный номер: 
1167
Изменено 25.12.2017 - 14:48


2012 © Российская академия наук Уральское отделение
620990, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
makarov@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47