Skip to Content

СТРАТЕГИЯ ЧИСТЫХ РУК

В последних числах октября в Екатеринбурге состоялась Третья всероссийская научная конференция с международным участием «Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции», организованная Институтом философии и права УрО РАН при финансовой поддержке гранта РФФИ № 18-011-20077.
Как отметил во вступительном слове директор ИФиП УрО РАН, член-корреспондент В.Н. Руденко, если первые две конференции (2014 и 2016 гг.) были непосредственно предусмотрены национальным планом противодействия коррупции, то нынешний форум проводится институтом уже в инициативном порядке, однако, судя по числу участников и заявленным докладам, организаторам удалось сохранить высокий уровень обсуждения.
Проблема коррупции, отметил Виктор Николаевич, — одна из сложнейших проблем государственного управления. Сегодня общий объем средств, уходящих на «откаты», оценивается почти в 2 % ВВП страны, достигая 20 млрд долларов, а это чрезвычайно негативно сказывается на доверии граждан к власти. В этом году исполняется 10 лет с момента принятия федерального закона «О противодействии коррупции» (№ 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г.). За это время в России создан беспрецедентный пласт антикоррупционного законодательства, которого никогда не было ни в Российской империи, ни в СССР. И эти усилия не пропали зря: в международных рейтингах страна поднялась со 147-го места на 119-е в 2016 г., но затем вновь опустилась до 130-го. Видимо, каждая принятая модель противодействия имеет свои границы применения. Большая часть возможного на данный момент уже сделана, и определенные результаты этой работы видны, однако само явление коррупции принимает чрезвычайно разнообразные формы, видоизменяясь вслед за развитием социально-экономических и политических отношений. Традиционно считается, что наиболее успешно способны бороться с коррупцией демократические государства, реализующие открытость власти, верховенство права и свободную судебную систему. Тем не менее сегодня стоит расширить исследования и обратить особое внимание на опыт достаточно авторитарных по политическому устройству стран, добившихся существенных успехов в борьбе с коррупцией — например, на опыт Сингапура. Кстати, его сейчас серьезно изучают наши казахские коллеги, для которых весьма актуальна тема трансформации своего политического режима в меритократию.

Работа конференции шла по четырем пленарным секциям. В ходе первой — «Перспективные повороты в осмыслении феномена коррупции» — была поставлена проблема уточнения или даже переопределения существующего понятия коррупции. Во второй пленарной сессии «Потенциал современного общества в противодействии коррупции» докладчики прежде всего сосредоточились на взаимодействии государства и ориентированного на взаимоотношения с ним бизнеса, говорилось и о компенсаторных функциях коррупции. Интересную проблему предложила кандидат философских наук С.В. Облокина: в русском языке нет антонима слову «коррупция», то есть не определено идеальное состояние, которого должна достичь создаваемая система противодействия. В докладах третьей секции — «Ресурсы общественных наук, гражданского участия и гражданских институтов в противодействии коррупции» — анализировались отдельные уровневые, региональные и институциональные сферы коррупционных практик. Четвертая пленарная секция «Проблемы формирования новых институтов, практик и ценностей в системе противодействия коррупции: российский и мировой опыт» была ориентирована на анализ и обобщение исторических и современных антикоррупционных достижений.
Доклады сопровождались оживленной дискуссией, чему немало способствовал междисциплинарный характер проблемы: как в сердцах отметил один из выступавших, «создается впечатление, что тайным знанием о коррупции обладают только философы, но бороться с ней приходится юристам». Отмечалось, что используемый сейчас правоохранительными органами юридический инструмент ориентирован на административную коррупцию — на государственных и муниципальных чиновников нижнего и среднего уровня, и здесь коррупция действительно снижается: и по числу возбуждаемых дел, и просто по включенному наблюдению («попробуйте сейчас «купить права» в автоинспекции — уровень предложений сократился в разы»). Но в то же время опросы показывают, что более половины граждан готовы использовать подкуп должностных лиц для решения своих проблем. Фактически именно от общества исходит запрос на нарушение законности… впрочем, некоторые докладчики склонны считать коррупцию скорее нарушением справедливости, нежели закона. А представления о справедливости у субъектов экономической деятельности могут существенно отличаться. В целом же синдром «привыкания» к коррупции свидетельствует об уклонении от законности в пользу традиционных практик «патрон-клиентского» типа.
Три недели спустя состоялся заключительный теоретический семинар по итогам конференции, на котором были выработаны научные и экспертные рекомендации. Эти материалы войдут в итоговый сборник научных трудов, который планируется издать в следующем году.
А. Якубовский
На фото: с. 5 —директор ИФиП УрО РАН
член-корреспондент В.Н. Руденко приветствует участников конференции; выступает Жиль Фаварель-Гарриг, старший научный сотрудник Национального центра научных исследований (г. Париж, Франция); внизу — в зале конференции.
 
Год: 
2018
Месяц: 
декабрь
Номер выпуска: 
24
Абсолютный номер: 
1186
Изменено 18.12.2018 - 14:31


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47