Skip to Content

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО МИНИСТРУ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В.Н. ФАЛЬКОВУ

Глубокоуважаемый Валерий Николаевич!
В настоящее время в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации активно проводятся организационно-штатные мероприятия. Изменения структуры министерства невозможно не заметить, даже не находясь в столице. Директоров организаций, находящихся в регионах России, в данной ситуации особенно тревожит возможность ликвидации территориальных управлений министерства, которая негативным образом скажется на нашей работе.
Директора академических институтов, находящихся под научно-методическим руководством Уральского отделения РАН и в регионе деятельности Уральского ТУ Минобрнауки России, обращаются к Вам с просьбой не принимать непродуманных решений.
После принятия федерального закона от 27.09.2013 № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» произошло разделение полномочий по управлению научными учреждениями. Научно-методическое руководство закреплено за Российской академией наук, а руководство хозяйственной деятельностью организаций передано в ведение сначала Федерального агентства научных организаций, а затем Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. При этом была сформирована структура территориальных органов министерства, совпадающая с аналогичной структурой региональных отделений РАН. За прошедшее время данная структура показала свою эффективность. Наличие территориальных управлений позволяет скоординировать и существенно облегчить деятельность научных организаций.
Одной из проблем для региональных институтов является то, что оперативно решать вопросы напрямую с Москвой практически невозможно. Организации, расположенные в Москве и Московской области, имеют существенно большие возможности по разрешению своих вопросов в центральном аппарате министерства. Директора данных организаций могут лично посещать сотрудников министерства, доносить до них свои проблемы, оперативно решать возникающие вопросы. На сегодняшний день, именно ТУ является связующим звеном, которое позволяет концентрировать вопросы региональных научных организаций, обрабатывать и по возможности решать их на своем уровне, определять значимость проблем и доводить до Москвы предварительно проработанные вопросы, снимая данную нагрузку с центрального аппарата. Поэтому ликвидация территориальных управлений очень сильно осложнит работу региональных организаций.
Обращаем Ваше внимание на то, что в других министерствах (например, просвещения и здравоохранения) существует тесное взаимодействие с областными и муниципальными министерствами. Они организуют работу местных больниц и школ и плотно связаны с федеральными структурами. А областные министерства промышленности и науки академические институты не курируют, да и вообще плохо знают, чем мы занимаемся. Уральское теруправление совместно с Уральским отделением РАН как раз выполняет роль координатора по взаимодействию академических научных организаций с регионами.
Также ТУ осуществляет поддержку научных учреждений при взаимодействии с другими органами власти, как федеральными, так и на уровне регионов и муниципалитетов. Особенно вопросы взаимодействия с органами региональной и муниципальной власти актуальны для организаций сельскохозяйственного профиля. При поддержке ТУ данные организации могут рассчитывать на получение субсидий, участие в региональных грантах и других формах поддержки.
Участие теруправлений в регулярной работе коллегиальных органов региональной власти, таких как рабочие группы, советы и т.п. позволяет учитывать и продвигать интересы научных организаций на данных уровнях власти.
Существенную часть деятельности научной организации занимают организационно-хозяйственные проблемы, требующие согласования со стороны учредителя, такие как управление имуществом, кадровые вопросы и т.п. Наличие ТУ позволяет решать данные вопросы в существенно более короткий срок, нежели при обращении в центральный аппарат. Особенно важно то, что при работе научных организаций с территориальным управлением сохраняется «живой контакт», возможность быстро обменяться мнениями, документами, получить замечания и внести исправления без излишней волокиты.
Так, при возникновении спорных вопросов с органами региональной и муниципальной власти, контролирующими органами, таких как вопросы эффективного управления имуществом, другие правовые и трудовые споры, специалисты теруправления активно отстаивают законные интересы научных организаций, в том числе в судах. Позиция ТУ зачастую является определяющей при решении вопросов по отъему и передаче земель научных учреждений в жилищный фонд, при решении споров с недобросовестными арендаторами, при самозахватах земельных участков и т.п. При этом участие в данных вопросах представителей Минобрнауки должно быть активным и оперативным, что без теруправления реализовано быть не может.
Высококвалифицированные специалисты теруправления постоянно оказывают  институтам консультационно-методическую помощь в решении вопросов. Например, юристы теруправления консультируют молодых ученых, собирающих пакеты документов для субсидий на получение государственных жилищных сертификатов (ГЖС). Имеющаяся структура территориальных управлений позволяет проводить существенную часть работы на уровне территорий, передавая в жилищную комиссию министерства заявления с уже проведенным предварительным анализом и сформированными предложениями. Порядка 95% пакетов не требуют дальнейшей доработки, в случае же доработки сбор документов также производится силами территориального управления. Более того, специалисты ТУ участвуют в заседаниях жилкомиссии Минобрнауки и отстаивают интересы наших заявителей.
Еще одним немаловажным фактором необходимости наличия теруправлений является их координирующая роль, тем более при такой широкой географии расположения академических институтов, например в Уральском регионе (Свердловская, Челябинская, Курганская, Оренбургская, Архангельская области, Удмуртия, Коми, Пермский край). Зачастую требуется разъяснительная работа в целях единообразного понимания руководством научных организаций требований того или иного закона, приказа, правового акта и т.п. Так, например, разъяснительная работа ТУ в условиях действия ограничительных мер по противодействию распространению коронавируса COVID-19 помогла научным организациям оперативно и правильно организовать свою работу с учетом требований указов Президента России, приказов министра и указов руководителей регионов.
Убедительно просим Вас провести обещанную «тонкую» настройку работы Министерства науки и высшего образования и сохранить территориальные структуры!
На 27 мая письмо подписано
28 директорами, врио директоров институтов и директорами ФИЦ
УрО РАН.
Год: 
2020
Месяц: 
июнь
Номер выпуска: 
11
Абсолютный номер: 
1214
Изменено 11.06.2020 - 18:44


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47