Skip to Content

100-летие академика С.С. Шварца

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИЗВАНИЕ ШВАРЦА: СВИДЕТЕЛЬСТВО ДОЧЕРИ

1 апреля — самый любимый день в году для нашей семьи. День рождения отца и день смеха. Может быть, поэтому в нем органично сочетались чувство юмора и жизнелюбие…
Призвание — понятие, в котором переплетаются духовный и светский смыслы. Я постараюсь именно через это сочленение рассказать об отце.
Высший смысл понятия призвания означает предназначение, в следовании которому состоит долг человека и в реализации которого ему помогает Бог.
Отец родился не только в год Гражданской войны, но в самом ее пекле — в Екатеринославе. Мой дедушка счел необходимым вывезти беременную жену из Петрограда в провинциальный южный город, где жили его родители. Это его решение оказалось роковым: Екатеринослав стал местом решающих сражений Белой и Красной армий. Семена Шварца убили через два месяца после рождения сына. А через две недели после его гибели в дом, где жили Шварцы, попала бомба и под его обломками затем нашли мать и сына. Бабушка была контужена, что послужило впоследствии причиной потери слуха. Последствия для младенца врачи города предсказать не могли. Евгения Станиславовна поехала в Петроград. И там врачи заверили ее в том, что, прижимая сына к себе, она спасла его.
22 июня 1941 года отец с однокурсниками встретили на пути из Ленинграда в Архангельск, куда собрались в начавшиеся каникулы на велосипедах. Они повернули обратно, благо недалеко отъехали, и по прибытии явились в военкомат добровольцами. Были отправлены на Ленинградский фронт. Отец служил пулеметчиком, был контужен, после госпиталя демобилизован как старшекурсник. Контузия впоследствии давала о себе знать ежедневными головными болями. Но он остался жив — один из трех студентов-биологов его курса. И в этом было предназначение: жить и работать в профессии, которую выбрал еще в раннем детстве. 
Теперь собственно о том, как формировалось экологическое призвание. Профессиональное призвание сложно, многокомпонентно, и каждое уникально по своему составу. И в силу этого, по моему убеждению, оно имеет особую структуру и историю формирования. Я постараюсь проиллюстрировать данный тезис биографией С.С. Шварца.
Детство было счастливым: его обожали мать и бабушка, по-мужски опекали дяди, стремившиеся заменить отца. Бабушка, Луиза Леопольдовна Кониц, и мама очень рано почувствовали интерес ребенка к жизни животных и способствовали его развитию, как могли. К пяти годам отец наизусть знал рассказы Брема и мог наблюдать различных особей в природе (во время отдыха на даче в Ленинградской области) и дома. Меня в свое время поразил его рассказ о питоне средней величины, который обитал на веранде арендованной дачи. Сейчас я прихожу к заключению, что большинство детей одарены наивным экологическим мышлением — любопытство порождает наблюдательность и знание о том, что лягушки живут в болоте, кузнечики в траве и т.д. Окружающие могут способствовать развитию экологических представлений, но могут и не замечать их.

Год: 
2019
Месяц: 
апрель
Номер выпуска: 
8
Абсолютный номер: 
1193
Изменено 30.04.2019 - 14:02
RSS-материал


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47