Skip to Content

Пен-клуб

АРКАДИЙ ЗАСТЫРЕЦ: «ДАЛЬ ПОД НЕБОМ ОСЕНЬЮ ВИДНЕЕ...»

10 июня отметил 60-летие замечательный уральский поэт, переводчик и драматург Аркадий Застырец, многие годы отдавший нашей газете, бывший ее главным редактором в непростой для Академии и «Науки Урала» период девяностых годов прошлого века. Именно в этот период вышли его первые книги переводов, стихов и пьес, заслуженно поставившие автора в первый ряд уральских писателей. Свидетельство тому — премия губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства (2011) и премия имени П.П. Бажова (2013).
Хотя в последние годы Аркадий Застырец уделял больше внимания театру и сегодняшней молодежи известен прежде всего как драматург, муза поэзии Эвтерпа не оставила его. Стихи Аркадия стали свободнее и выше тоном; несколько отойдя от изысканной отточенности формы, отличавшей раннюю лирику, он не поддался модному среди некоторой части наших стихотворцев увлечению верлибром. В его поэзии по-прежнему ощущается опора на классический русский стих с правильными размерами и рифмой. Волшебство стиха по-прежнему строится из расчета на весьма квалифицированного читателя, хотя музыка доступна с первого прочтения каждому. Что поменялось? Сменилась эпоха. Воздух стал другим, гораздо печальнее. Свобода осталась. Стих стал более открытым, личностным. Меньше отчетливой сюжетности, лукавой усмешки, больше трагизма. Острее ощущение уязвимости мира и его красоты…
Мы поздравляем поэта с юбилеем и предлагаем читателям «НУ» подборку стихов Аркадия Валерьевича из нескольких последних его книг.
А. Якубовский

Год: 
2019
Месяц: 
июнь
Номер выпуска: 
12
Абсолютный номер: 
1196
Изменено 27.06.2019 - 13:52

АНДРЕЙ КОМЛЕВ: ДИКТУЕТСЯ ИЗ ГЛУБИНЫ

(Стихи из книги «Пристально»)
Уже не одно десятилетие екатеринбуржец Андрей Петрович Комлев известен и ценим в кругах почитателей поэзии. Давний друг редакции «НУ», он появлялся на наших страницах и в качестве самобытного филолога, исследователя загадочных аспектов происхождения и содержания «Слова о полку Игореве».
Сегодня мы представляем вышедший в прошлом году сборник его стихов недавнего времени. «Пристально» в данном случае — это не только принцип отображения жизни в слове. Это еще и определяющая черта автора-наблюдателя, через созерцание — полноценного соучастника всего происходящего вокруг.
Пока свеча витает,
не погасла,
и ты в сейчас
на миг, навеки заслан —
можно успеть многое. Можно опечалиться при виде происходящего непосредственно рядом, в стране и в мире — порой, кажется, сходящем с ума, где «нету подлинника — / нету и подделки». Но можно и напротив — остро почувствовать красоту и уникальность этого самого мига, в обыденном осеннем пейзаже сопоставить «суть жаркого куста / и мирового древа», прожитые годы посчитать не грузом, а достоянием, поблагодарить от сердца – время, людей, жизнь, любовь… В книге достаточно стихов остросоциальных, записанных по горячим следам политических событий. Но не меньше и лирики, искренних чувств и углубленных размышлений. В них «первородная память жива», в скорбях житейских они приходят на помощь, убеждая, что «легче для души / век жить по чести».
Настоящий поэт всегда полемизирует прежде всего с самим собой, но настоящие стихи без всяких специальных ухищрений находят союзника и единомышленника в читателе. А иначе — зачем?..

Год: 
2019
Месяц: 
май
Номер выпуска: 
9-10
Абсолютный номер: 
1194
Изменено 21.05.2019 - 14:34

АЛЕКСАНДР ШУБИН. ЖИВИЧНАЯ ГОРЕЧЬ

Сколько на свете поэтов — столько же, по-видимому, и граней у «магического кристалла» работы со словом. Каждому своя – в ощущениях, в понимании, в изменчивости ли, в постоянстве… Уральский поэт Александр Шубин если поддается саморефлексии, то размышляет о взаимоотношениях мастера и его ремесла, о земном приложении сил, возможно. «небесных», малопознаваемых:
за шагом — шаг, за часом —
час, годами
металл и воск, и дерево, и камень
идут через кураж,
терпенье и верстак…
Материя самой жизни, подчиняясь скорее законам природы, чем расчету и направленному воздействию, становится дыханием поэзии, силой слова. Силой слова — и новой жизнью языка, способного, как вдруг открывается, на большее, чем привычно полагаем. Лжи и всевозможным искажениям противостоит
…собачье целебнонесущее право:
кротко лизнув сокровенным, как смерть, языком —
к жизни вернуть все, что было убито потравой,
то, что опять запоет, заболит глубоко.
О глубинном, заветном, порой и самому себе запретном говорят стихи, и, как известно, мы слышим их лишь тогда, когда в чужом узнаем свое, в пережитом некогда кем-то — переживаемое нами здесь и сейчас. Стихи А. Шубина — вовсе не «чистая лирика». Однако песенность, музыкальность — их неотъемлемые качества, не изменяющие себе в драматически-повествовательном, историческом, философском контексте. 

Год: 
2019
Месяц: 
март
Номер выпуска: 
4
Абсолютный номер: 
1190
Изменено 12.03.2019 - 11:38

АЛЕКСАНДР ВЕРНИКОВ (1962–2018): «СЛЕД ОТ СТРАШНОЙ КРАСОТЫ»

12 сентября ушел из жизни известный писатель, поэт, специалист по художественному переводу с английского языка Александр Самуилович Верников. Много лет он проработал преподавателем в екатеринбургском Институте международных связей, и ученики теперь вспоминают его с благодарностью. Но знаковой фигурой для культурной жизни Урала он стал благодаря яркому таланту прозаика, а затем и поэтическим публикациям. Несколько его книг вышли в Екатеринбурге и в Москве, проза и поэзия публиковались во многих толстых журналах. Одна из первых печатных публикаций А. Верникова состоялась на страницах «Науки Урала» — благодаря его друзьям и коллегам в литературе М. Никулиной и А. Застырцу.
Стихи в его жизни заняли особое место. «Я никаких «целей», — писал А. Верников, — у стиха не вижу. Я просто знаю, что стихи — самый естественный и глубокий способ существования языка, соответственно, им и можно высказать самое существенное для человека наиболее кратким и емким путем… Тот, кто является поэтом, — в силу своего чувствования языка и владения им, а также в силу обостренного чувствования мира должен автоматически быть личностью максимально цельной, и нравственно, и эстетически, и как угодно».
Увы, настало время стихам жить за пределами биографии автора. И жизнь эта, мы верим, обещает еще много открытий.
 
* *  *
Ни звука в тишине, ни слабой доли звука
Ничем в себе я не произведу.
Окончена жестокая наука
В немолчном человеческом аду.
 
Глаз не смыкая, в сон не погружаясь,
В глухом лесу, к еловому стволу
Спиной прирос-сижу, тужу, рожаюсь,
Гоню из кожи вон смолу

Год: 
2018
Месяц: 
октябрь
Номер выпуска: 
19
Абсолютный номер: 
1182
Изменено 05.10.2018 - 12:56

ВИТАЛИЙ ВОЛОВИЧ: «В СУЩНОСТИ, ДЛЯ ХУДОЖНИКА МАЛО ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»

Ушел из жизни народный художник России, академик Российской академии художеств, почетный гражданин Екатеринбурга Виталий Михайлович Волович. Ушел удивительно благородно и деликатно — двадцатого августа 2018 года, вскоре после девяностолетнего юбилея, дав своим почитателям и общественности его спокойно отметить, сразу после Дня любимого им города, чтобы горожане отпразновали его безо всякого траура. И, осмелимся обобщить — так он и жил всю свою долгую жизнь, так и относился к миру и окружающим, независимо от их обратного к себе отношения. Впрочем, лучше, чем он сам — человек слова в самом широком смысле — об этом не расскажет никто. Кроме богатейшего живописного и графического наследия, вошедшего в сокровищницы лучших отечественных и зарубежных музеев, альбомов, он оставил замечательную автобиографическую прозу, подарил критикам, искусствоведам, журналистам драгоценные часы общения. Памяти Мастера, в благодарность за общение и с надеждой, что его труды и мысли будут необходимы людям всегда, предлагаем читателям фрагменты интервью, взятого у Виталия Михайловича в 1993 году для журнала «Уральский следопыт» (полностью опубликовано в № 3 того же года), которому он отдал немало сил и из которого в немалой степени вышла нынешняя редакция «Науки Урала».               
— …Как вы, художник, ощущаете на себе влияние времени?
— Конечно, оно заставляет делать какие-то переоценки — от этого никуда не денешься. Но дело в том, что я не был чрезмерно зависим от того времени, которое принято называть застоем. У меня была своя внутренняя программа, я имел возможность заниматься книжной графикой, далекой от конъюнктуры… Правда, климат, в котором мы все существовали, рождавший потребность в конфронтации с официальной идеологией, заставлял быть тенденциозным в каких-то проявлениях. Без сомнения, особый интерес к проблемам насилия, зла, власти был продиктован некоей оппозиционной идеей. А сейчас эта идея как бы потеряла значение…

Год: 
2018
Месяц: 
сентябрь
Номер выпуска: 
17-18
Абсолютный номер: 
1181
Изменено 21.09.2018 - 16:14

«У КАЖДОГО НА СЛУХУ И В ПАМЯТИ…»

1 апреля в больнице американского города Талса (штат Оклахома) скончался, пожалуй, известнейший русский поэт современности Евгений Евтушенко. Ему было 84 года, и эта долгая жизнь оказалась удивительно плодотворной. В сознание отечественного читателя лучшие его строки и антологические стихотворения вошли уже в 1950-е годы. Едва появившись, сразу становились популярными его повести, драматургия, не говоря о неизменном успехе авторских вечеров, проходивших по всему Советскому Союзу, а также без преувеличения по всему миру.  Яркий, темпераментный, артистичный, он обладал уникальным даром общения как со сцены, так и в непарадной обстановке, по натуре был общественником, публицистом, затрагивавшим самые важные, подчас, болезненные темы текущей жизни, а также истории, психологии, человеческого предназначения. Мы попросили поделиться воспоминаниями о Евгении Александровиче екатеринбургского поэта и прозаика, члена Союза писателей и Союза архитекторов России, профессора Уральского государственного архитектурного университета Владимира Александровича Блинова.
Прежде всего, Евгений Евтушенко был Поэтом, не побоимся сегодня этой оценки — великим русским поэтом. Кроме главного в своей жизни — Поэзии, где он открывал, пробивал новые пути и возможности, Евгений Александрович успешно выступал и как прозаик, драматург, автор сценариев, постановщик фильмов, актер (исполнил главную роль в биографическом фильме о К.Э. Циолковском), а также незаурядный фотограф. А еще — завершил огромный литературоведческий труд редактора-составителя антологии русской поэзии. До него подобных изданий — по объему, по хронологическому охвату, по комментариям и подбору персоналий — не было. Он дал блестящие образцы масштабных поэм, и он же оставил нам тончайшую, искреннюю, сердечную лирику. У каждого на слуху и в памяти стихи «Идут белые снеги…», «Со мною вот что происходит…», «Весенней ночью думай обо мне...» «Любимая, спи...», «Зашумит ли клеверное поле...» и так далее, и так далее.

Год: 
2017
Месяц: 
апрель
Номер выпуска: 
8
Абсолютный номер: 
1155
Изменено 02.05.2017 - 17:10

ЮЛИЯ НОВОСЕЛОВА: «ДЕРЕВО ВЕТВИ РАСКРОЕТ...»

За что мы любим математиков? За пристальность и точность взгляда, не позволяющие взгляду этому скользить по видимости и срываться в банальность. Впрочем, поэтов мы любим за то же самое, поэтому в каком-то смысле поэты и математики неразличимы. По крайней мере, что касается Юлии Новоселовой, все вышесказанное — чистая правда.
Ее стихи внешне — простая констатация мира вокруг себя. Деревья, птицы, погода, дети. У кого из нас по-другому? — У каждого из нас по-своему. Не бывает двух одинаковых фотографий одного дерева. Плохие и неотличимые бывают, а вот хорошие одинаковыми не выходят, все разные.
Поэт, смещая точку взгляда на обыденные реалии, открывает в них смыслы. Не то, чтобы мы не знали про них — знали, просто не обращали внимания на невидимое. А оно оказалось живым, трепещущим, чудесным.
И немного грустным. Лиричным. Тревожным. Время кружит мир поэта, как щепку в водовороте, и оттого исчезнуть он может в любой миг. И поэтому каждый миг — счастье существования. И все это просто, без дежурного пафоса:
Бормоча про «разрыв аорты»,
щебеча про вчерашний лёд,
посылаешь прошлое к чёрту.
Не идёт.
Можно нанизывать одну метафору на другую. При хорошей технике такие бусы тоже будут поэзией. Но мне милее естественность речи, потому что быть естественным сложно, не у всех получается.
Юлия Новоселова живет в Екатеринбурге. Окончила математико-механический факультет УрГУ, работает инженером-программистом в филиале «ОКБ автоматика».

Год: 
2016
Месяц: 
июль
Номер выпуска: 
13-14
Абсолютный номер: 
1140
Изменено 26.07.2016 - 14:33

ЛАРИСА СОНИНА. ЗДЕСЬ БАБОЧКИ ПОХОЖИ НА ЛЮДЕЙ…

«…бессмысленно, бездарно, беспросветно,
Светло, летуче ветрено, свежо…»


Да, мы знаем со школьной скамьи: подлинная поэзия — чудо несокрушимой внутренней гармонии. Но ведь и без искры (или пружины?) постоянного внутреннего противоречия ей не жить. Поэт — как тот щегол, восхитивший некогда Осипа Мандельштама: «в обе стороны он смотрит». Одновременно. А видит при этом даже более того: всю сферу доступного в соприкосновении универсума. И, главное, читая стихи, эту особую целостность — даже цельность — восприятия перенимаем и мы. Сквозь условности обыденных привычек нашего слуха к нам пробивается музыка стихов, удерживающая строчки на лету и на плаву, поясняющая то, что упускает рассудочный ум. «Послезавтра от «да» называется «смерть» — /Земляника цветет, дети ящериц ловят руками…» — стихи, свободно граничащие с прозаическим повествованием, обращенные к простейшим житейским законам, к самой жизни. Или, формально, вдохновленные литературным или историческим сюжетом, звучностью иноземных имен. Но, подчеркиваю, формально. Содержание «формы» — все равно самое что ни на есть личное. Так — в стихах Ларисы Сониной, способной не «вжиться», но, пожалуй, найти себя — в другом, сказать свое — от иного лица, иного времени. Это не актерство, а скорее чувство универсальности, восприменимости вечных чувств и ситуаций, вечных категорий — и поиск наиболее точного воплощения «на бумаге». Всегда — подспудное знание того, что


…на вневременной реке
Колышется такое слово,
Что, кажется проговорить
Его — равно, что выиграть удачу…


Настоящий художник — вечный ученик, то есть, разумеется, «слово» так и останется непроизнесенным. Но удача — проведать о нем, слышать его эхо в повседневном многоголосье и — дать услышать и нам.
Е. ИЗВАРИНА


* * *
Если бы кто-то здесь произнес имена
Женевьева, Жильберта или даже Ута, Улита, Прага,
чтобы удлинилось мерцание зимнего дня
на длину неспешного птичьего шага,

Год: 
2015
Месяц: 
ноябрь
Номер выпуска: 
22
Абсолютный номер: 
1128
Изменено 01.12.2015 - 11:56

СЛОВО ФРОНТОВИКАМ

Венедикт СТАНЦЕВ

Утро
Провода гудят,
как нервы перед боем,
натянутые, как провода...
Мы устало окопы роем:
скоро танки придут сюда.
Звон лопат.
Никаких разговоров,
не лезет в горло
никакая еда:
танки скоро, танки скоро,
скоро танки придут сюда.
Мало толку
от длинноствольных
ружей,
еще меньше
от хваленого штыка.
Глубже в землю, глубже,
глубже:
слышен грохот издалека.
Дрожат от нетерпения
дула орудий,
слезинкой
скатилась на поле звезда.
Что ж вы не молитесь,
люди!
Скоро танки придут сюда...

Год: 
2015
Месяц: 
июнь
Номер выпуска: 
13
Абсолютный номер: 
1120
Изменено 29.06.2015 - 13:57

ТАТЬЯНА КУЛЕШОВА. НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ

Стихи из книги «Вдоль счастья»

Женский голос. Женственная грация души… В интонациях Татьяны Кулешовой пленяет сочетание — на контрапунктах — легкости и силы, нежности и боли, глубины и простоты. Ее стихи максимально близки разговорному языку, естественному порядку жизни. Мы сопереживаем — поэт живет: сей-час, в сей миг прочтения, буквально — в мелодии, столь близкой к народной песне, изустной речи:
Напоил туманом улицы,
Напоил тоской глаза…
Что ж ты рано пригорюнился,
Светлых дней не показал?

Подлинная простота дорогого стоит. В высшем своем проявлении простота обезоруживает, не унижая, убеждает, не украшая: силой правоты как человека, так и поэта.
Пусть драматична история любви, встающая за этими стихами. Но драматично устроена и жизнь вообще: «Все живое рождается в муках, / Не умея спастись от беды». И тем ценнее способность автора к философскому созерцанию, к тонкому восприятию красоты природы, ее извечной мудрости, воистину исцеляющей душу. В стихотворении «Снегопад» это чудо исцеления совершается буквально у нас на глазах:

…Как будто шло всепониманье
И всепрощенье за окном.
Как будто кто-то за всю Землю
Поставил белую свечу.
Я только этот свет приемлю,
Я только этот снег хочу.

Когда небольшая по объему книжка стихов вмещает в себя целую историю жизни — предчувствие, надежду, счастье, разочарование, боль, прощение — уже можно говорить не только о достоинстве созерцателя, но о мудрости очевидца, о сопричастности каким-то главным, извечным законам бытия, то есть о мужестве жить, в чем, полагаю, сегодня нуждается каждый.

Год: 
2014
Месяц: 
декабрь
Номер выпуска: 
24
Абсолютный номер: 
1110
Изменено 24.12.2014 - 14:50
RSS-материал


2012 © Российская академия наук Уральское отделение
620990, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
makarov@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47